petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

«Путь умного делания»

«Путь умного делания» ― так называется авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова, состоящая из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой изданий, единым тематическим стержнем которых является молитва. Так же называется Издательский проект, который осуществляет публикацию этой книжной серии. Замысел проекта и начало его разработки относятся к 1997 году. Вдохновил на это деяние и благословил его архимандрит Кирилл (Павлов). Проект серии «Путь умного делания» и состоявшиеся в рамках проекта публикации были одобрены схимитрополитами Питиримом (Нечаевым) и Ювеналием (Тарасовым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), схиархимандритом Илием (Ноздриным), архимандритами Кириллом (Павловым) и Даниилом (Ворониным), протоиереем Георгием Бреевым и другими уважаемыми пастырями. Первые две книги, увидевшие свет в 1999 и 2000 годах под названием «О молитве Иисусовой и Божественной благодати: Аскетический трактат» открыли нашу серию «Путь умного делания», работа над которой началась по благословению архимандрита Кирилла (Павлова). В издании 2000 года впервые был опубликован полный текст трактата «О молитве Иисусовой», составленного автором серии «Путь умного делания» на основе келейных записей нелегального епископа Антония (Голынского). Записи были отредактированы и дополнены в соответствии со святоотеческим учением. Публикация сопровождалась развернутым комментарием автора-составителя. Трактат обращен к начинающим, знакомит с предварительными этапами молитвенной практики и методами стяжания умно-сердечной молитвы, указывает основной в традиции исихазма путь очищения от греховных страстей и восхождения к обожению. Книга переиздана в 2011 году под заглавием «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат». Составлен на основе келейных записей еп. Антония (Голынского). В новом издании были существенно обновлены и дополнены разделы «Комментарии» и «Биографические сведения». Это издание в простой и доступной любому христианину форме знакомит с традиционной для православия практикой стяжания умной и сердечной молитвы. В книге рассматриваются основные положения учения об Иисусовой молитве, дается обзор святоотеческого предания об умном делании ― духовном пути, именуемом также священным методом трезвения и молитвы, тайным поучением, исихастским подвигом, или священнобезмолвием. В комментариях составителя дается подробный анализ ключевых положений учения с учетом опыта современных подвижников.


«Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий». Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. В 4 томах (2004–2014). В этой четырехтомной монографии представлен подробный аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия от глубокой древности до наших дней, рассматривается теория исихастской традиции и хранимая Преданием практика внутреннего молитвенного делания. Исследование знакомит с закономерностями духовного развития, особое внимание уделяется вопросам перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Это фундаментальный исследовательский труд. Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Второй том книги продолжает изложение святоотеческого учения о внутреннем делании. Значительное внимание уделено таким насущным темам, как верность церковному Преданию, восстановление и сохранение традиционных духовных ценностей. Полнокровная молитвенная жизнь едва ли возможна вне реально переживаемой преемственности — без восприятия традиции предков и укорененности в ней. Еще одна причина, по которой возникает потребность расширить тематический круг за пределы аскетической литературы, ― это намерение воссоздать более целостную картину той сложной интеллектуально-эмоциональной среды, в которой протекает жизнь современного человека. Не только мирянин, но и уединившийся инок не может избежать зависимости от общих исторических процессов и вынужден испытывать на себе внешнее и внутреннее влияние той временной реальности, в которую он помещен Промыслом. Сказанное побуждает нас обращаться к трудам не только аскетов, но и историков, писателей и ученых — ревнителей веры и благочестия, поборников чистоты православного самосознания. Чтобы утвердиться на пути внутреннего делания, человеку нужно войти в правильные отношения с внешним миром, иначе духовный путь его может исказиться. Вот почему наш интерес не ограничен узкоспециальной тематикой, молитва не может быть неким побочным занятием в жизни человека — она есть определенное состояние души при определенном образе жизни или, еще точнее, являет собой саму внутреннюю жизнь человека. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. Как и в предшествующих выпусках серии «Путь умного делания», задача автора остается прежней — подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди различной меры опытности. Начинающий познакомится в книге с общими принципами внутреннего делания, здесь же обретут себе поддержку те, кто еще не до крови сражались, подвизаясь, но уже решительно встали на этот путь; в то же время, пища к размышлению найдется и для тех, кто добрым подвигом годами не тщетно подвизался. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни. Рецензенты издания: игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия, и протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, кандидат исторических наук. Публикация четырехтомника начата в 2004 году, к настоящему времени вышли в свет первые три тома, готовится к изданию четвертый. «Подвиг в миру. Святые отцы о молитве и трезвении» (2006). Доступен ли подвиг умного делания тем, кто живет среди мира? Достижимо ли духовное совершенство для тех, кто не встал на путь иноческого жития? Ответы на эти вопросы мы находим в трудах византийских и русских аскетов, а также в жизнеописаниях святых отцов и подвижников благочестия, как древних, так и наших современников. В первой части этого выпуска серии «Путь умного делания» мы повторяем публикацию трактата «О молитве Иисусовой», составленного на основе записок архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Вторая часть книги посвящена проблеме, волнующей каждого ревнующего о своем спасении мирянина. Мы обращаемся к теме, которая обсуждалась веками, которая вызывала споры и приводила к противоположным мнениям самых высоких духовных авторитетов. Не менее актуален этот вопрос сегодня, и по-прежнему он составляет предмет дискуссий: в какой мере доступен аскетический подвиг, и в частности умное делание, людям, живущим среди мира, достижимо ли христианское совершенство для тех, кто не имеет возможности избрать иноческий путь? Книга вышла в свет в 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и инока» (2010, 2013). Эта книга предлагается тем, кто искренне расположен к поиску верного, незаблудного пути к богопознанию, это напутствие взыскующим молитвенного дара ― живого общения со своим Творцом. Будем надеяться, что знакомство с основными положениями, на которых зиждется аскетическое учение святых отцов Православной Церкви, послужит вдохновляющим началом для вступающих на стезю внутреннего делания, укажет главные ориентиры и убережет от многих преткновений. Напутствием же искателю истинной молитвы пусть станет завет великого русского исихаста, Саровского пустынника Серафима: «Стяжи мирный дух». Что стоит за этими словами преподобного? То гармоничное, безмятежное и умиротворенное состояние духа, известное в аскетике как внутреннее безмолвие — умственная тишина и сердечный покой, что и вмещает в себя понятие исихия. Это то «тихое и безмолвное житие», о котором мы молимся за каждым богослужением, то состояние, когда «молчит всякая плоть человеча» и уже «ничтоже земное в себе» не помышляет. Но такая мирность души надмiрна и неведома чадам міра. Это отнюдь не самоуспокоенность в дремоте психического комфорта, это и не бегство от скорби, страдания и борьбы. Мы призваны стяжать молчание ума, свободного от ментального шума и дышащего молитвенным чувством. Это тишина, в которой человек остается один на один с Богом. Исихия есть дар благодати, состояние священного безмолвия, при котором ум, в единении с сердцем, пребывает в Духе, созерцая горние миры, — состояние, в котором вершится обожение человека... Рецензенты издания: игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия, и диакон Сергий Зверев, кандидат исторических наук. Книга издавалась в 2010, 2013 годах. «Начало молитвы: Беседы о внутренней жизни». Цикл из 40 бесед (2015). В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Издание знакомит с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Публикуемый цикл бесед был прочитан автором в 2013 году, тогда же была издана запись в формате одноименного аудиодиска. Книга знакомит с путем духовного восхождения от начального молитвословия к высокому художеству молитвы умно-сердечной, той, что признается святыми отцами молитвой истинной. Взгляд со строгих позиций православной догматики и антропологии, соответственно и аскетики, позволяет отчетливо уяснить, в чем уникальность нашей духовной традиции, чем наш молитвенный опыт принципиально отличен от опыта инославных христиан, тем более от различных медитативных практик. Как отмечает автор, «в эпиграфе к этому изданию подчеркивается та мысль, что современная пастырская проповедь, теоретизируя о духовном совершенстве, как правило, однако, «не упоминает о пути и методах достижения цели», «не указывает на аскетический исихастский метод», вследствие чего, конечно, «не будет и результатов». Не будет, поскольку помимо исихастского метода внутреннего делания не обретается иных путей к стяжанию подлинной чистоты сердечной, той, без которой Бога не узрим. Ограничиваясь одним только внешним деятельным благочестием, мы уподобляемся окрашенным гробам, очищенным снаружи, но внутри полным всякой нечистоты. Это нам адресовано слово Спасителя: Горе вам, что очищаете внешнее. Это нам заповедано: Очисти прежде внутреннее. Но, чтобы очистить изнутри наше оскверненное сердце, нужно сначала его раскрыть, нужно проникнуть внутрь и затем уже истреблять нечистоту греховности и страстей. Это и будет деланием внутренним, когда ум наш войдет в растворенное молитвой сердце и, движимый силою благодати, начнет очистительный подвиг умно-сердечного трезвения. Таинство сокровенной внутренней жизни ― стержневая тема бесед, а основная задача проекта ― помочь, опираясь на крепкий фундамент теории, постепенно приблизиться к практическому освоению древнейшего, но никогда не устаревающего священного метода исихастов. Как отмечает автор, у читателей этой серии появляется немало интересных вопросов, которые в книге обобщаются с позиции святоотеческого учения о молитве, даются ответы на них. Весь разговор рассчитан на то, чтобы дать пищу к размышлению и материал для внутренней работы самым разным людям — и начинающим искателям молитвенной жизни, в ком интерес к ней только пробуждается, и тем, кто уже имеет некоторый опыт, кому в поиске истинно православной духовности уже раскрылись смысл и значение умного делания. Характерно, что в наше время, как показывает жизнь, внимание мирян к теме внутреннего подвига не уступает интересу монашествующих. Но ведь на самом деле так и должно быть. Такое положение вещей закономерно, поскольку в основе внутреннего, умного, делания лежат общие для всех христиан евангельские принципы, на которых зиждется православная аскеза. Принципы внесословные и надвременные. По этим причинам и книга эта в равной мере адресуется всем. Наша задача, ― говорит автор, ― рассмотреть основы отеческого учения и разобраться в ключевых положениях. Что же касается молитвенной практики, то она может принимать различные формы, в зависимости от частных обстоятельств и условий, сообразно с жизнью, или иноческой, или семейной, в зависимости от пребывания в местах пустынных или многолюдных, в атмосфере природной тишины или напряженного городского ритма. Ясно, что внутренняя работа везде имеет свои особенности. В миру, в монастыре, в скиту ― везде потребуются свои подходы, свои методы. А потому потребуется зрелое рассуждение, совет с духовником и с имеющими опыт собратьями. Речь у нас пойдет, отмечает автор, о возрастании в молитве, о том, как оживить, как стимулировать духовный рост. Мы будем говорить о существе молитвы, о ее таинственной природе. Но кроме этого нам надо знать, какие конкретно формы может она принимать, какие существуют виды молитвы. Ведь различные молитвенные состояния имеют свои признаки и в них надо уметь разбираться. А также знать методы, которые подготавливают к достижению таких состояний. Но прежде всего нужно иметь представление об основах. Тогда каждый сумеет действовать творчески, исходя из условий, в которые он поставлен, действовать с учетом своих личных способностей и особенностей. Человек тогда сможет выстраивать свою тактику во внутренней работе. По словам автора, молитва — это чистое творчество. Но всякое истинное творчество — это не стихийное самовыражение, не анархия. Это свобода. Свобода, обусловленная определенными законами и канонами. Вот их-то и нужно знать. Потому что истинное творчество всегда канонично. Сам путь ко спасению души, покаянный путь, как говорит автор, уготован нам как творческое задание. Мы призваны через личный подвиг к творческому созиданию в себе новой твари. Так, чтобы персональное бытие каждого человека стало реальным воплощением Божественных заповедей. Так, чтобы человеке вещало новозаветное слово: Кто во Христе, тот новая тварь. И хотя путь к единению со Христом для всех один ― Аз есмь путь, ― но образ личного подвига строго индивидуален, он у каждого свой, особый. Этим и обусловлен творческий характер духовного восхождения к спасению и к совершенству. И творчество это необычайное, синергийное. Это взаимодействие твари со своим Творцом. В этом сверхъестественном сотрудничестве со стороны человека требуется чуткая духовная интуиция, чтобы найти свою личную тропу, выводящую на магистральный путь, тот единственный, о котором и говорит Господь. Творческий процесс не бывает, не может быть формальным. Это было бы прямым отрицанием творчества. Те же принципы и в молитвенном делании. Когда мы осознаем, что подлинная молитва зарождается как плод синергийного творчества, тогда понимаем, что движущей силой нашего подвига будет живое обращение к Богу, обращение не словом и даже не мыслью, но всем составом нашей души: мыслью, чувством, волей и телом. Понятно то, что такой молитве придется учиться. Она не появляется откуда-то сама собой. Здесь недостаточно молиться в простоте. Искусством нужно овладеть. Поэтому, главная задача этих бесед сводится к тому, чтобы указать на некоторые ключевые положения Церковного Предания и святоотеческого учения, которые могут послужить руководством для творческой духовной работы. Если человек сумеет практически воспользоваться этими указаниями, то с помощью традиционных методов внутреннего делания сможет достичь обновленного состояния сознания — деятельной умно-сердечной молитвы. Как было отмечено, в этой книге, которая называется «Начало молитвы: Беседы о внутренней жизни» ― представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников. Исходная аудиозапись цикла бесед доступна на авторском сайте Николая Михайловича Новикова, там же размешены все издания проекта «Путь умного делания». В разделе «аудио» помещены аудиозаписи бесед автора проекта «Путь умного делания». Записи можно прослушать в режиме онлайн, можно также загрузить файлы в формате mp3. «Основы молитвы. Краткий цикл бесед» (2011). Этот краткий цикл из 6 бесед представляет собой ознакомительную версию полного цикла «Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни» (2013). Цикл первый из 40 бесед знакомит с учением исихазма, с основами антропологии, молитвенной практики и методами стяжания сердечной молитвы (книга Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни» ― текстовой вариант этого аудиодиска, дополненный комментариями автора). Диск «Таинство молитвы. Беседы о внутренней жизни», представляющий второй цикл бесед, в настоящее время находится на стадии разработки. Цикл будет посвящен различным аспектам практики умно-сердечной молитвы.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author