?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Бя́ше же учá на еди́номъ от сóнмищъ въ субóту. И сé женá бѣ́ имýщи дýхъ недýженъ (болезни), лѣ́тъ óсмь нáдесять, и бѣ́ слукá (согбенная) и не могýщися восклони́ти отню́дъ (разогнуться совершенно, совсем). Ви́дѣвъ же ю́ Iсýсъ, пригласи́ и речé éй, жéно отпущенá еси́ от недýга твоегó. И возложи́ на ню́ рýцѣ, и áбiе прострéся (тотчас выпрямилась), и слáвляше Бóга. Отвѣщáвъ же старѣ́йшина собóру (архисинагог), негодýя, занé въ суббóту исцѣли́ ю́ Iýсъ, глагóлаше нарóду, шéсть днíй éсть, въ ня́же достóитъ дѣ́лати, въ ты́и ýбо приходя́ще цѣли́теся, а не въ дéнь суббóтныи. Отвѣщáвъ же ýбо емý Госпóдь, и речé, лицемѣ́ре, кóждо вáсъ въ субóту не отрѣшáетъ ли своегó волá, или́ ослá от я́слiй, и вéдъ напая́етъ, сiю́ же дщéрь Авраáмлю сýщю, ю́же связá сатанá, сé осмóе нáдесяте лѣ́то, не достóяшели разрѣши́тися éй от ю́зы (уз) сея́ въ дéнь суббóтныи? И сiя́ Емý глагóлющу, стыдя́хуся вси́ противля́ющiися Емý. И вси́ лю́дiе рáдовахуся о всѣ́хъ слáвныхъ [делах] бывáющихъ (осуществляемых) от Негó. Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: ю́же (которую) связá сатанá сé (вот уже) осмоенáдесяте лѣ́то (восемнадцать лет). Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2: 6‒7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. 2: 23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3: 21). Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое!

А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных. Поэтому не только он, но и вси́ прочие противля́ющiися (противившиеся) Емý стыдя́хуся при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Исусу стыдились этих слов Его, а лю́дiе (народ) рáдовахуся о бывáющихъ от Негó (делах Его). Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался. Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или Божественном. Почему и говорится, что она болеет восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Исус исцеляет его не словом только, говоря ему: отпущенъ еси́ (освобожден) от недýга твоегó, но и возложением рук.