petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Благовестник или толкование на Евангелие от Луки (49 зач.)

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Вó врѣ́мя óно, идýщу Iсýсу по пути́, речé нѣ́кiи къ Немý, идý по Тебѣ́ áможе áще и́деши Гóсподи. И речé емý Iсýсъ, ли́си я́звины и́мутъ, и пти́цы небéсныя гнѣ́зда. Сы́нъ же Человѣ́ческiи, не и́мать гдѣ́ главý подклони́ти. Речé же ко другóму, ходи́ вслѣ́дъ Менé. О́нъ же речé, Гóсподи, повели́ ми́ шéдъ прéжде погребстѝ отцá моегó. Речé же емý Iсýсъ, остáви мéртвыя погребсти́ своя́ мертвецá, ты́ же шéдъ возвѣщáй Цáрствiе Бóжiе. Речé же и другíи, идý по Тебѣ́ Гóсподи, прéжде же повели́ ми́ отвѣщáтимися, и́же сýть въ домý моéмъ. Речé же къ немý Iсýсъ, никтóже возлóжь рýку свою́ на рáло, и зря́ вспя́ть, упрáвленъ éсть въ Цáрствiи Бóжiи. Сей, пришедший к Исусу и просивший позволения пойти за Ним, пришел с лукавой мыслью. Видя, что за Господом следует много народа, он подумал, что Господь собирает с них деньги, и сам пришел к мысли, что он составит себе имение, если последует за Исусом. Поэтому Господь отверг его, говоря ему как бы так: ты думаешь чрез последование за Мной составить себе имение, полагая, что такова Моя жизнь, но на деле не так; Я учу и проповедую такую бедность, что не имею и дома Своего, тогда как прочие животные имеют норы. И таким образом отверг его. А другому, который и не просил, позволяет следовать. Когда же сей спросил позволения сходить и похоронить отца своего, Господь не позволил, но сказал: оставь мертвым хоронить своих мертвых. Сим намекается, что отец его был неверующий и потому недостойный пропитываться в старости от сына своего, который уверовал. Оставь, говорит, родственникам «мертвым», то есть неверующим, питать в старости и до гроба неверующего отца твоего. Ибо похоронить здесь означает иметь попечение до самого гроба, — поскольку и в обыкновенной беседе мы говорим: такой-то сын похоронил своего отца, и через сие разумеем не то, что он похоронил его и не сделал ему никакого другого добра, но то, что имел попечение о нем до самой смерти и погребения. Итак, пусть эти мертвые, то есть неверующие, похоронят своего мертвеца, то есть твоего отца. А поскольку ты уверовал, то, как Мой ученик, проповедуй Евангелие Божие. Господь, сказав это, не запрещает нам питать родителей, но научает нас богопочтение предпочитать неверующим родителям и не иметь никакого препятствия к добродетели, но презирать и самую природу. Так человеку, который просил позволения следовать за Ним, но прежде отдать должное домашним своим, Он не позволил сего, то есть сходить в дом свой и отдать должное или, скажу проще, проститься. Ибо такой человек обнаруживает в себе привязанность к миру и отсутствие апостольского расположения; ибо апостолы, как услышали призвание от Господа, тотчас последовали за Ним, ничем иным уже не занимались, а оставили даже и прощание с родными. И часто случается, что в то время как человек прощается со своими родственниками, между ними оказываются такие, кои удерживают его от богоподобной жизни, Поэтому хорошо, имея расположение к добру, тотчас же и совершать оное, нимало не медля. Ибо никто, взявшийся за плуг духовный и снова оглядывающийся на мир, не способен к Царству Небесному. Под «лисицами» разумей лукавых бесов; они же называются и птицами небесными, то есть воздушными; ибо сказано: по воле князя, господствующего в воздухе (Еф. 2, 2). Итак, Господь говорит упомянутому человеку: поскольку бесы имеют в тебе норы, то Я, Сын Человеческий, не имею, где главу приклонить, то есть в сердце твоем, полном бесов, Я не вижу места для веры в Меня. Ибо глава Христа есть вера в Него. Кто уверует, что Христос есть Бог, тот получает главу Христову. А грешник мертв; он и погребает своих мертвецов, то есть лукавые помыслы, тем, что не исповедует их. Итак, Господь намеревающемуся быть Его последователем запрещает погребать лукавый помысл и скрывать оный, но повелевает обнаруживать его через исповедь.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author