petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Призвание Матфея (Мф. 9, 9‒13; Мк. 2, 13‒17; Лк. 5, 27‒32)

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

Об этом повествует как сам Матфей, так и другие два евангелиста, Марк и Лука, причем только Матфей называет себя этим именем, а другие два называют его Левием. Выйдя из дома после совершенного Им чуда исцеления расслабленного, Господь увидел человека, сидящего на мытнице, то есть у сбора пошлин или податей, по имени Матфея, или Левия, и сказал ему: По Мне гряди! И тот тотчас встал и последовал за Исусом. Надо знать, что мытари, или сборщики податей, к числу которых принадлежал Матфей, считались у евреев самыми грешными и презренными людьми, ибо взимали с народа подати в пользу ненавистного римского правительства. К тому же это взимание податей они брали у правительства на откуп и в своих стремлениях к наживе брали с народа много больше, чем следовало, почему и заслужили к себе общую ненависть. Такова сила слова Господа, что мытарь ― человек зажиточный ― бросил все и последовал за Господом, не имевшим, где главу подклонить. Но это доказывает вместе с тем, что грешники, сознающие свою греховность и готовые искренно раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем превозносящиеся своей мнимой праведностью фарисеи. Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил к себе в дом Исуса и учеников Его и устроил им угощение. По восточному обычаю приглашенные на обед или ужин не сидели за столом, а «возлежали» вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, облокачиваясь левой рукой на подушку. Туда же пришли, видимо, товарищи Матфея по сбору податей, другие мытари и грешники, по понятиям фарисеев, и возлегли со Исусом и учениками Его за одним столом. Это и дало повод фарисеям осудить Господа за такое сближение с грешниками.

Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? ― сказали они ученикам Его. «Клевещут пред учениками на Учителя, ― поясняет эти слова святой Златоуст, ― с худым намерением желая отвлечь учеников от Учителя», ибо набрасывают этим подозрение на Господа, как на ищущего будто дурного сообщества. Не требуют здравии врача, но болящии, отвечал на это обвинение Сам Христос. Смысл этих слов: «Не чувствуют нужды в Спасителе мнимые праведники, каковы фарисеи, но чувствуют эту нужду грешники». «Место врача при постели больных, ― как бы так говорит Господь, ― а место Мое подле тех, кто болит сознанием своих духовных немощей, и Я с ними, с мытарями и грешниками, как врач с больными». Шедше да научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Фарисеи считают, что праведность заключается в принесении установленных законом жертв, но они забывают при этом слова Божий, сказанные устами пророка Осии: Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6, 6). «Поймите же, ― как бы так говорит Христос, ― что ваши жертвоприношения, все ваше внешнее формальное благочестие ничего не стоит в очах Божиих без любви к ближним, без дел милосердия». Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние ― то есть: «Я для того и пришел, чтобы грешники покаялись и исправились. Я пришел призвать к покаянию не тех, которые считают себя праведниками и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками и просят у Бога милости». Правда, Господь пришел призвать и спасти всех, в том числе и самомечтательных праведников, но пока они не оставят самомечтания о своей праведности и не сознают себя грешниками, призвание их будет бесплодно и спасение для них невозможно.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author