petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка»

Жестокие гонения ХХ века дали Русской Православной Церкви великий сонм новомучеников и исповедников, одним из которых стал епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Сам Господь вел Своего угодника Одному Ему ведомыми путями. Как и многим другим священнослужителям того времени, Владыке пришлось претерпеть ссылки, лагеря, допросы. Но на протяжении всего своего земного пути он не оставлял пастырской заботы о вверенных его попечению человеческих душах. Проповеди владыки Василия находили отклик в душе каждого человека и коренным образом меняли его жизнь. Голос пастыря звучит и в наше время со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка». Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Епископ Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника. Своим христианским воспитанием он целиком был обязан родителям. Они старались оградить детей от влияния мира, зная, как трудно вырвать из сердца терния грехов и страстей, если те уже проросли. Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. Вениамин прошел обучение в гимназии, затем в Киевской Духовной Академии, и в 1901 году со степенью кандидата богословия был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. От юности интересуясь христианским подвигом, он написал диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Зная в совершенстве, как древние, так и новые европейские языки, Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910‒1911 годы прожил в Лондоне. После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт и решил свою жизнь посвятить педагогике. Но Господь распорядился иначе. Однажды, приехав в гости к родителям, Вениамин уговорился с друзьями покататься на лодке по Волге. Уже далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Так, в 1920 году, в возрасте 45 лет, Вениамин стал священником, а через год принял монашеский постриг с именем Василий и был поставлен во епископа Кинешемского. Многие еще при жизни владыки Василия знали его как истинного подвижника, угодника Божия. Жизнь он вел простую и скромную, к богослужению относился с величайшим благоговением. Основной своей архипастырской задачей ставил православное просвещение. Сознавая, что без точного и глубокого понимания Священного Писания невежественный человек легко может стать добычей обманщиков и лжеучителей, он создавал православные кружки, где изучению слова Божия придавалось большое значение. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых Владыка обязательно проповедовал, он также исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии.

Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые совершенно меняли образ жизни; иные, следуя примеру святителя, раздавали имущество нищим, посвящая жизнь служению Господу и ближним. Свет веры достигал и неверующих. Как бы ни относился иной человек к христианской вере и к Православной Церкви, почти всякий чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, отвечает внутренним запросам души, возвращает ей жизнь, а жизни ― озаряющий смысл. Как истинный пастырь, он оберегал свою паству от всякого рода зла и заблуждений. В 1922 г. возникло еретическое церковное течение ― обновленчество. Повсюду в стране обновленцы захватывали храмы, изгоняли православных священников и архиереев, которых советские власти предавали на заключение и смерть. В тех приходах, где храм был захвачен обновленцами, епископ Василий благословлял священников не покидать своей паствы, а Литургию совершать на площадях сел. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились сотни и тысячи людей. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе, и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек и приставил к ним воспитательницу ― благочестивую христианку. Конечно же, подобная миссионерская деятельность епископа Василия вызывала у властей большое беспокойство. Поэтому через два года служения на Кинешемской кафедре он был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом. Далее следовали арест за арестом, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге, получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг. В одной из бесед на Евангелие от Марка, святитель Василий пишет: «Открытое исповедание веры в Бога во многих случаях является для христианина обязанностью, и отказ от такого исповедничества часто равносилен измене Христу. Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, говорит Господь, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Особенно в годины общего упадка веры или преследования религии важно и нужно исповедничество. Пример одного мужественного человека, открыто, несмотря на насмешки и гонения, исповедующего веру в Бога и Господа Исуса Христа, поддерживает ее в слабых, колеблющихся сердцах и укрепляет робкие души на подвиг защиты религии и страдания за имя Христово. В такое тяжелое критическое время измена Христу и отречение от Него становится особенно позорным». «Точно так же, ― продолжает епископ Василий, ― когда страдает в гонениях Церковь Христова, наша нежная, любящая мать, воспитавшая нас своим богослужением и уставами, вскормившая нас своим учением, вспоившая нас в таинствах из источника благодати Святого Духа, покидать ее в эти минуты скорби и преследований, отрекаться, вместо того чтобы защищать, особенно позорно. И свойственно душам низким и маловерным. Наоборот, какую дивную картину благородства, верности, честности представляет исповедничество христианских мучеников первых веков в годы гонений!» Как отмечает владыка, люди «часто оправдывают себя тем, что изменяют Церкви и Господу Исусу Христу лишь внешним образом, под давлением обстоятельств, а в душе верны по-прежнему. Но ведь Господь говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Так и апостол Павел свидетельствует: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2, 11, 12). «Разве это не страшно? – вопрошает архипастырь. ― Гонят Церковь ― должны и мы нести гонение. Терпит Христос ― должны терпеть и мы, разделяя Его страдания, ибо кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38), говорит Он. Итак, исповедничество для православного христианина в настоящее время необходимо и неизбежно», и «вынужденный к исповедничеству, обязан принять на себя этот подвиг». Все, что пришлось испытать в жизни самому епископу Кинешемскому: тюрьмы, лагеря, притеснения ― все это он претерпел за свой исповеднический подвиг, за неустанное распространение истин Христовой веры. А книга «Беседы на Евангелие от Марка» стала одной из лучших работ святителя Василия и до сих пор востребована православным читателем. Как трудно подчас нам оценить всю глубину слова Божия без мудрого пастыря и наставника. Одним из таких мудрых наставников является исповедник веры Христовой, истинный подвижник, епископ Василий Кинешемский. Главной своей архипастырской задачей он ставил православное просвещение. Всесторонне и глубоко исследовав Священное Писание, он избрал предметом своих размышлений Евангелие от Марка. Епископ Василий Кинешемский рассматривает его в качестве духовно-нравственной основы бытия человеческой личности. Поэтому книга «Беседы на Евангелие от Марка» стала, по сути дела, своеобразным учебником основ духовной жизни православного христианина.

Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author