petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Толкование на 260-е зачало Послания к колоссянам святого апостола Павла

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Въ моли́твѣ терпи́те (будьте постоянны), пребывáюще въ нéй съ благодарéнiемъ. Знает диавол, сколь великое есть благо молитва, и всячески покушается сделать, чтобы мы от нее отскакивали. Почему говорит Павел: терпи́те (προσκαρτερεΐτε — приседите ей, корпите над ней). Пелику же приседящий молитве часто подвергается нападению со стороны лености и расслабления, то прибавил: пребывáюще, то есть трезвясь, всегда напряженными пребывая в деле молитвы. Но и в благодарении, то есть с благодарением творить ее учит. Ибо та молитва и бывает истинной, которая содержит благодарение за все благодеяния ведомые нам и неведомые, и за то, что приносило нам радость, и за то, что сопровождалось скорбью, — о всех вообще благодеяниях. Моля́щеся и о нáсъ въ кýпѣ (также). Смотри, какое смирение; даже сам Павел нуждается в их молитвах. Да Бóгъ отвéрзетъ нáмъ двéри слóву, проглагóлати (возвещать) тáйну Христóву, ея́же рáди и свя́занъ éсмь (за которую я и в узах), да(бы) являю́ ея́ я́коже подобáетъ ми́ глагóлати (открыл ее, как должно мне возвещать). То есть чтобы дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и уверток. Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, которую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нем нужна молитва, тем более о них самих. Въ премýдрости (благоразумно (об)ходи́те(сь) ко (со) внѣ́шнимъ(-и). Что сказал Господь: се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков, будьте убо мудры яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10, 16), это же говорит теперь и он: будьте осторожны и не подавайте чужим никакого подвода против вас, если они не причиняют вам никакого вреда, и не оскорбляйте их безвременно. Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора; хотя в том же с нами мире живут, однако же вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия. Поэтому благоразумно следует обращаться с ними. Премýдростию называет он здесь благоразумие. Что касается своих ближних, то в обращении с ними не требуется такой осторожности. Поощряет их и тем, что эллинов называет чужими. Врéмя искупýюще (пользуясь временем). Это он сказал, не того желая, чтобы мы были переменчивы и лицемерны, но что время не наше, а их. А можете вы сделать его и своим, если будете обходиться с ними благоразумно, не будете заводить неуместных ссор, напротив, будете воздавать им подобающую честь, когда это не вредит вашей душе. Послушай его слов, сказанных к Агриппе: непщую себе (почитаю себя) блаженна быти, яко пред тобою отвещати (защищаться) днесь имам (могу; Деян. 26, 2). Таким образом, мы и чужих сделаем своими, кротостью привлекая их к проповеди. Слóво вáше да бывáетъ всегдá во (с) благодáти(ю), сóлiю растворéно (приправлено). Да будет, говорит, слово ваше приятно; однако ж да не впадает оно в неразборчивость и необузданность, но да будет и сдержанно. Ибо это означает соль. Да не будет оно сверх меры весело, ни сверх меры сурово. Как пища, если не посолена, бывает неприятна, а если пересолена, то и в рот ее взять нельзя, и в том и другом случае несъедома, так и слово. Не помнишь ли, как Даниил врачевал словом человека нечестивого? Не видишь ли, как и три отрока, показывая такое мужество и дерзновение, не произнесли ни одного слова жестокого и оскорбительного? Ибо дерзость в слове — не признак смелости, а признак тщеславия. Вѣ́дѣти кáко подобáетъ вáмъ еди́ному комýждо отвѣщавáти (дабы вы знали, как отвечать каждому). Иначе богатому, иначе бедному. У того душа, как немощная, имеет нужду в большем снисхождении; а у бедного она крепче, потому может снести, если отнесешься к нему несколько суровее. Когда нет никакой необходимости, не зови эллина [язычника] нечистым и не укоряй его. Если будешь приведен пред начальственное лице, воздай ему должную честь. Когда же спросят тебя о верованиях эллинских [языческих], не боясь говори, что они нечисты и нечестивы. Так Павел в Афинах беседует благосклонно (см.: Деян. 16, 22) о язычестве, выставляя, что, есть доброго в нем; между тем Елима прямо укорил, потому что он стоил того (см.: Деян. 13, 10). А я́же о мнѣ́, вся́ скáжетъ вáмъ Тихи́къ. И это свидетельствует о мудрости Павла. Он помещает в своих посланиях не все, но только то, что необходимо и в чем настоятельная нужда, — и это потому, во-первых, что не хотел слишком распространять их; во-вторых, чтобы и отходившему с посланием было что рассказать; в-третьих, показывает, как сам он расположен к нему, потому что в противном случае не сделал бы ему такого доверия. Наконец, было что-нибудь такое, чего не нужно было объявлять письменно. Возлю́бленныи брáтъ, и вѣ́ренъ служи́тель, и сорабóтникъ ó Господѣ (сотрудник в Господе). Если возлюбленный, то он знал все; если он верен, то ни в чем не будет лгать; если сорабóтникъ, то участвовал в искушениях. Егóже (которого я) послáхъ къ вáмъ на сé и́стое (для того), я́ко да разумѣ́ете я́же о нáсъ (разумѣ́етъ я́же о вáсъ), и утѣ́шитъ сердцá вáша. Здесь апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении. Со Они́симомъ вѣ́рнымъ, и возлю́бленнымъ брáтомъ нáшимъ, и́же (который) éсть от вáсъ. Онисим — это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: и́же (который) éсть от вáсъ, чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека. И вся́ вáмъ скáжутъ я́же здѣ́ (они расскажут вам о всем здешнем). То есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author