?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

А́ще ýбо умрóсте (итак, если вы умерли) со Христóмъ от (для) стихíи мíра, почтó (то для чего вы) áки (как) живýще въ мíрѣ стязáетеся (держитесь постановлений)? Чрез крещение, говорит, умерши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде. Поэтому, зачем вы снова подчиняетесь им, как бы живя прежней жизнью? Вы признаете один день счастливым, а другой несчастным, но это наблюдения эллинские. Смотри же как незаметно он осмеивает их, говоря: стязáетеся (δογματίζεσθε, держитесь постановлений). Вы, говорит, подобно детям, только что начавшим учиться, сидите, принимая научения и наставления, что должно делать. Не косни́, нижé вкуси́, ни прикоснися (не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся) я́же сýть вся́ во истлѣ́нiе и истощéнiе (что все истлевает от употребления). Приводит и другое наблюдение их относительно пищи, преимущественно иудейское, подобно тому, как относительно дней было приведено эллинское. Посрамляя надмение тамошних догматистов (лжеучителей), апостол говорит, что все это не важно, но оканчивается нетлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом афедроном, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда. Заповѣдьми́ и учéнми человѣ́ческими (по заповедям и учению человеческому)? Это не есть наставления Божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии.

Или он намекает на учения эллинов. Я́же сýть, слóво ýбо имýща (это имеет только вид) премýдрости, въ самовóлнѣй слýжбѣ (-ом служении), и смиреномýдрiи, и непощадѣ́нiи (изнурении) тѣ́ла, не въ чéсти нѣкóей къ сы́тости (в некотором небрежении о насыщении) плóти. Слово (вид) премудрости имеют, а не силу и истину. Ибо тот, кто этому учит, кажется благочестивым, скромным и презирающим тело ради воздержания от пищи. Однако Бог почтил тело и дал яства, чтобы, питаясь ими, плоть могла существовать и добровольно господствовать над страстями. А они не въ чéсти держат тело, а лишают его должного, отнимая у него власть и не позволяя ему действовать без принуждения. А́ще ýбо воскреснýсте (если вы воскресли) со Христóмъ, вы́шнихъ (горнего) ищи́те, идѣ́же (где) éсть Христóсъ одеснýю Бóга сѣдя́, гóрняя мýдрствуйте (о горнем помышляйте), а не (о) земнáя(-ом). Сказав: яко умрóсте (итак, если вы умерли) со Христóмъ, именно чрез Крещение, и дав понять об умалчиваемом, то есть, что и воскресли с Ним (ибо крещение как смерть изображает чрез погружение в воду, так и воскресение чрез поднятие из воды), теперь он убеждает и в том, что если вы воскресли со Христом, то после этого должны находиться на высоте, там, где и Он, где нет наблюдений, должны помышлять о небесном. Ибо эти наблюдения относительно пищи и дней — земные и телесные и не имеют ничего возвышенного и духовного; так как они суть заповеди земных людей. И не удовольствовался тем, что сказал: вы́шнихъ (горнего) и идѣ́же (где) éсть Христóсъ, но прибавил: одеснýю Бóга сѣдя́ (сидит), для того, чтобы еще больше отклонить наш ум от земного. Умрóсте (умерли) бо, и живóтъ вáшъ сокровéнъ (сокрыт) éсть со Христóмъ въ Бóзѣ. С той и другой стороны побуждает их не искать здешнего, — и из умертвия, и из жизни. Умерли, говорит, вы тому, что есть долу; почему и не должно искать этого. Опять жизнь ваша, говорит, горé есть; и так горняя и мудрствуйте. Апостол усиливается показать, что они пребывают горé и живут иною жизнью, которая в Боге и невидима для очей телесных. Не является Христос; значит, и жизнь ваша еще не наступила (на небе). Посему, к чему искать видимого? Этим он подготовляет их, чтобы перейти тотчас к нравственному учению. Таков обычай у него, — научивши одному, переходит к другому. Так он делает, например, в Послании к коринфянам: говоря о тех, которые предваряли трапезу, он вдруг перешел к преданию таин.