?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Блаженный Иероним Стридонский ― писатель, историк и переводчик. Он был одним из величайших эрудитов своего времени и являлся автором около 180 сочинений, которые охватывают практически все жанры христианского творчества. Много лет занимался переводом Священного Писания на латинский язык, и в последствии его перевод Библии под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви. Труды святого отца вошли в книгу «Толкование апостольских посланий». Со всей ревностью пробуждал он любовь к слову Божию. Кроме комментариев на 4 великих пророков и 12 малых, на Екклезиаста, на Бытие, на Евангелие от Матфея и четыре послания апостола Павла, очень много писал он и других сочинений о Священном Писании. Важно, что истолкования на Священное Писание у блж. Иеронима были неотделимы от переводов. Метод его истолкования был больше похож на научное исследование. Сначала он приводил древний перевод и перевод текста по подлиннику, сличал другие переводы, отыскивал смысл текста в значении слов подлинника, обращался к связи мыслей и к подобным местам писания, иногда для объяснения текста обращался к географии, истории, обычаям, быту древних. Блж. Иероним считал за правило о ясных словах говорить немного, темные объяснять кратко, а на сомнительных останавливаться размышлением. Там, где было ясное пророчество о будущем и особенно о Христе, или в словах догматических и нравоучительных не считал он дозволенным искать переносного смысла. Иероним приводил в толкованиях своих толкования и других и считал за долг иметь в виду иные мнения, а то, чего не принимает Церковь, не одобрять. Кроме того, блаженный отец был убежден, что для разумения Священного Писания надо молитвою испрашивать просвещение свыше, потому он и сам молился, и убеждал других молиться о благодатном просвещении.


Блаженный Иероним родился в Далмации, в городе Стридоне, около 344 года. Отец его Евсевий был человеком состоятельным и знатным, а мать судя по всему, умерла рано. Семья была христианской, однако по традиции того времени мальчик не был сразу крещен. И все же добрые детские воспоминания дали плоды в свое время. По окончании домашнего образования Иероним отправился в Рим, «слушать все гуманные науки, какими владело тогдашнее знание». Удивительно то, что родители без боязни отдавали своих детей учиться у языческих наставников, не опасаясь за чистоту их христианских убеждений. Дети же, обучаясь наукам и находясь под влиянием языческой книжности, казалось бы, неблагоприятной для христианства, оставались верны своим убеждениям. Сам Иероним объяснял это добрым домашним воспитанием. Однако, изначально, под влиянием Рима произошло нравственное падение Иеронима, столь легкое для юноши, попавшего под обаяние роскоши и пиршеств, которыми тогда еще упивался полуязыческий Рим. Пылкий и увлекающийся, он был, по-видимому, захвачен бурей страстей и получил такой опыт, который оплакивал в течение всей своей жизни. Но как это бывает с горячими и впечатлительными натурами, Иероним также решительно изменил свою жизнь, начав с того, что принял крещение. Посещая римские подземные церкви и гробницы мучеников, он проникался совсем другим духом, противоречащим Риму, который лежал над ними. Пришедшее на смену чувство раскаяния и сожаления навсегда овладело им, и он с особым вдохновением воспевал хранение девства и целомудрие. Вскоре после крещения юноша посетил Галлию, где у него родилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество. Но семейные дела вызывали Иеронима на родину, в Стридон. Около 372 года он вернулся в родной город, и на его плечи легли заботы о воспитании младших сестры и брата. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание. Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в священники. Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а в 381 году отправился в Рим. В начале своего пребывания в Риме блаженный Иероним за аскетический образ жизни, за ученость и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкой известностью. Ему всячески пророчили быть преемником папы Дамаса на Римской кафедре. Но спустя недолгое время Иероним стал предметом ожесточенной ненависти. Будучи смелым и искренним проповедником, он, как водится, легко нажил себе врагов. Собственные ошибки юности заставляли его быть непримиримым борцом со всякого рода светскими удовольствиями и поблажками. Он обличал как мирян, так и клириков, а они подчас не останавливались перед клеветой, пытаясь заглушить проповедь, звучащую из его уст. Враждебность особенно усилилась после его письма к Евстохии о хранении девства. Письмо это как раз обличало нравы римского общества, не исключая пороков духовного сословия. По поручению папы Дамаса с 383 года Иероним занимался исправлением книг Священного Писания, в первую очередь Нового Завета. Была введена в богослужебную практику исправленная Иеронимом Псалтырь. Правка Иеронима вызвала также немалую бурю толков и негодования, что, конечно же, способствовало тому, что блаженному вновь пришлось сменить место пребывания. В 384 году умер папа Дамас, после чего Иероним удалился из Рима, намереваясь совершить паломничество на Святую Землю. Обойдя многочисленные святые места Палестины, остался в Вифлееме, который стал последним земным пристанищем блаженного Иеронима. Здесь он обрел некий покой в монашеской келии, что поспособствовало расцвету его литературного творчества, здесь он и окончил свои дни. Святой Иероним Стридонский ― величайший христианский деятель, писатель, являющийся учителем Церкви Христовой. «Сочинения его, ― пишет прп. Иоанн Кассиан, ― сияют по всему миру как священные светильники, он муж как учености обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». В эту книгу вошли толкования на послание к Галатам и Ефесянам, а также письмо к Пахомии о наилучшем способе перевода.