?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием и научена смирению и послушанию. Научена же была Его пресвя­тые заповеди исполнять и Бо­жественному Писанию и хорошо наставлена страху Господню и Его поучению, взирала на красоту века сего, как на обман, и не уклонялась к сладости пищи и покоя. Но пищей ей была мо­литва непрестанная и стремление ненасытное к Богу. Наставником ее был святитель Игнатий, епископ Ростовский († 1288, память 28 мая), известный строгим подвижничеством и миролюбием. И ни честь, и ни слава не останавливали, ког­да она из любви к Богу всегда прилежала к благим делам, чтобы угодить Богу. И на Его пресвятую волю полагая упование свое, и нахо­дя поучение в Законе Господнем, как дерево при источниках вод, напоена была Божественных слов поучением и оттого привыкла к духовному веселию, молясь часто Господу, чтобы не лишил ее небесного Своего чертога, но да сотворил с ней по пресвятой воле Своей. Нищим же и убогим давала милостыню и, постоянно цветя благими делами в юности своей, в чести и славе и всяком покое устремлялась к Божественным делам. Когда же пришла в совершенный возраст, чтобы вступить в сочетание браком, обручили ее великому князю Михаилу Ярославичу, который тогда властвовал в городе Твери. Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец, и благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. По прошествии времени родилось у них четыре сына. Первый сын князь Дмитрий, второй сын Александр, третий сын Василий, четвертый сын князь Константин. И воспитали их в страхе Господнем, чтобы бояться Бога и творить Его пресвятую волю. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году святой князь Михаил отправился в Орду с целью отвратить нашествие татар на Тверь. Святая княгиня Анна знала, что провожает мужа на верную смерть. При прощании она говорила благоверному князю: «Молю тебя, господин мой… когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно… Возлюби, господин мой, единого Господа Исуса Христа».


Он же говорил: «Я, госпожа, давно желаю пострадать за имя Христово и душу мою положить за порученное мне стадо, но не было такого случая. Ныне же, если Бог захочет, готов по­страдать за Того, Который пострадал ради меня. И думаю, что лучше мне одному умереть за ста­до Христово, нежели ради меня крови многих христиан от мучителей пролиться». Блаженная княгиня Анна, слыша, что он поистине хочет пострадать за имя Господа Исуса, говорит ему с кротостью: «О, господине благочестивый княже. Поистине только Господь наш Исус Христос, и нет больше никого с нами перед нечестивым царем. Смотри, благочестивый великий и дорогой мой княже, как сродники твои, благоверные князья Борис и Глеб братом своим Святополком убиты были. Также и благоверный великий князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором сколько пострадали за веру Христову. За это и венцом мученическим рукою Вседержителя венчаны и мучениками Христовы­ми названы. И если, господин мой благоверный княже, пойдешь к беззаконному царю и по своей воле хочешь пострадать за имя Господа Исуса, когда никто тебя не понуждает ныне пойти, блажен будешь из рода в род и память о тебе будет вовеки. Только постарайся усердно в звании своем стоять, и Господь тебе помощником будет. Блаженный и великий князь Михаил сказал ей: «Что для меня лучше этого, чем за имя Господа Исуса Христа пострадать и уповать на щедроты Его. Пускай исполнит Бог желание сердца твоего». Тогда блаженная говорит ему: «Молюсь, господин мой благоверный княже, когда предстанешь перед нечестивым царем как добрый воин Христов и когда нанесут тебе злоковарные муки, желая покорить тебя своим помышлениям, тогда, да не убоишься грядущих на тебя зол. Будь терпелив в намерении своем. На это хочешь по своей воле идти. Пускай же помыслу твоему не препятствует ничто земное и тленное, но только возлюби, господин мой, единого Исуса Христа. Тогда и я буду блаженна тебя ради во всех русских женах». Благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен 22 ноября 1318 года. Нетленное тело святого мученика летом следующего года было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе. Последующие годы принесли новые беды и скорби. В 1325 году в Орде был старший сын святой княгини Анны великий князь Тверской Димитрий Михайлович Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. В 1327 году татары разгромили Тверь. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Второй сын Александр Михайлович вынужден был скрываться во Пскове, а в 1339 году вместе с сыном, внуком благоверной княгини, Феодором был убит в Орде: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. После этого благоверная княгиня Анна, пребывая в дому своем с сыном своим благоверным князем Константином Михайловичем, ибо этому юнейшему сыну князя тот славный город Тверь, отчий удел, в наследство достался, как горлица чадолюбивая, частыми вдовьими молитвами и многими мольбами непрестанно Бога молила, чтобы не лишил и ее достояния быть со святыми и наследия Небесного Царства. И многим постам и воздержаниям себя посвятила, кротостью и смирением украшаясь, и нищих питая, и странников с убогими повелевая в дом свой приводить и довольно им пищи и одежды подавая, сирот и вдовиц защищая, притесняющим препятствуя, наказывая и уча их не обижать нищих и сирот, так как сиротам, и вдовицам, и убогим помощник и заступник Отец наш Небесный. После смерти князя Михаила святая Анна удалилась в Тверской Софийский девичий монастырь, исполняя свое давнее желание — «едину Богу в молчании работати». Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси, — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. В храме Премудрости Слова Божия она кланяется Богу, обливаясь радостными слезами, и многие часы Богу исповедуется. Рассказывает о себе с великим смирением живущим там долгое время постницам и молит с кротостью, чтобы быть сопричисленной к их лику. Они же необычной перемене и великому смирению блаженной удивились, ибо как раба молила их, а была всем госпожа. Там она приняла иноческий постриг с именем Евфросиния. Когда же приходил к преподобной сын ее, благоверный князь Константин с вельможами своими за благословением и поучением, она поучала его, как Бога бояться и угодное Ему делать, и ничего из видимого не предпочитать больше любви к Нему, и на Него уповать. И так поучив его, преподобная отпускала в дом его. С прочими же отнюдь не беседовала великая, но в молчании пребывала и одному Богу в молитвах упражнялась, поя Господу в сердце своем: «Господь помощник мой и защититель мой, на Того упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему». И так исповедуясь Ему, и день ото дня восходя к Нему в сердце своем, душу свою просвещая Божественным светом и созерцание ума очищая, словно бесплотная во плоти подвизаясь и чина бесплотных усердно стремясь достигнуть, непрестанного познания духовного, боговидения и богоразличения хотела получить. Имея же в уме память смертную и помня об этом часе, весьма плакала, как при исхождении от тела испытание душам бывает от лукавых бесов. После этого через несколько лет отошел ко Господу сын ее, благоверный князь Константин. Тогда приходит в Тверь второй сын ее из города Кашина, благоверный князь Василий Михайлович, прозвищем Кашинский, и молит матерь свою, преподобную и благочестивую великую княгиню, чтобы перешла из города Твери в господствующий его город Кашин, дабы посетить отчину свою и дабы ему видеть там воистину святое и ангелоподобное лицо ее и доброй ее жизнью постоянно наслаждаться. Он со слезами молил блаженную: «О святая и блаженная мати моя, да не оставишь меня ожидать твоего к нам переселения, да не презришь моления всего города, более же всего моего моления, возлюбленного сына твоего, чтобы не быть мне снедаемым печалью, если буду лишен твоих источающих мед бесед». Блаженная и преподобная княгиня Анна, слыша такое моление сына своего и видя веру его, не без Божия Промысла рассудила, что быть этому. Поскольку Богом послан был к ней, склоняется на моление его и обещает переселиться в свою отчину и там пребывать до дня отхода своего к Богу. Когда же приблизились к городу Кашину, вышли все люди города Кашина, священники и иноки, мужи и жены, и старцы с юношами, чтобы встретить преподобную и блаженную Анну. И опережая друг друга, хотели увидеть преподобную; иные, прикасаясь к краям одежд ее, принимали освящение, иные же освящались только видением ангелоподобного лица ее и прославляли Бога и Его Пресвятую Матерь. Переселившись в специально выстроенный для нее монастырь, святая княгиня постриглась в схиму с именем Анна. И начала там подвизаться в больших трудах и подвигах, постом и молитвою непрестанною вооружаясь на невидимого врага, и стоянием всенощным победила бесовские нападки. И так сокрушила себя блаженная постом и многим воздержанием, как только возможно человеку. Блаженная любила безмолвие и ни с кем не беседовала, но только когда приходил к ней сын ее, благоверный князь Василий, учила его, как ради любви ко Христу презирать этот ви­димый мир и ни во что ставить красоту века этого. Любить же, и бояться, и почитать страшного и славного Всесвятого Бога, и Его вечных благ ис­кать милостынею и благотворением нищим. И этими поучениями наставляла сына свое­го, благоверного князя Василия, отпуская его в дом его. Сама же с единым Богом беседовала, молитвою непрестанною и прочими боговдохновенными делами просвещая душу свою. Благоверный же князь Василий, такими по­учениями от преподобной матери научаемый и наставляемый, как дерево, напояемое при источ­никах вод и сторицей взращивающее плод, ни­когда не преступал наставлений богоблаженной и усердно стремился следовать по стопам ее. Преподобная же княгиня Анна несколько лет после пришествия из Твери в Кашин жила в тру­дах и постах, в воздержании и молитвах. Когда же узнала о своем отшествии к Богу, призвала к себе сына своего, благоверного князя Василия, и, много поучив его о вере и о милостыни, говори­ла ему и об отшествии своем к Богу: «Не плачь, чадо мое, и не скорби об этом. Ибо передаю тебя и город этот в руки Всемилостивому Богу и Пречистой Богородице. Бог да наставит вас на всякую ис­тину и направит стопы ваши к исполнению Бо­жественных заповедей Его. Их, чадо мое возлюб­ленное, держись, как ты научен. Пребывай в них и имей в Бога веру искреннюю, и Бог мира да будет с тобою. Молитвы отца твоего, великого кня­зя Михаила, страстотерпца Христова, и мое бла­гословение вовеки да пребудут с тобою». И, поучив так, блаженная и преподобная ве­ликая княгиня Анна помолилась за них и за всех, затем возлегла на постель свою и, покрывшись с благолепием, так сказала: «Владыко, Господи Исусе Христе, Боже мой, ненадеющимся надеж­да, источник милосердия, Тебя, пресладкого света, возжелала и Тебе душу свою предаю, прими ее и упокой со всеми святыми». И так предала чест­ную свою и Ангелов достойную душу в руки Гос­пода в 1368 году в схиме. Его же возлюбила от юности своей и непре­станно шла по пути Его человеколюбия. Положили на одре благород­ное и натруженное тело блаженной и великой княгини Анны, и понесли с почестями, со псал­мами и песнями духовными, сын ее с вельможа­ми в соборную монастырскую церковь Пречистой Владычицы нашей Богородицы, честного и славного Ее Ус­пения и, отпев надгробное пение, погребли тело преподобной под соборною церковью с пением псалмов и песен духовных, и отдали прах земному праху. Многие плакали и сетовали, что лишились доброй наставницы и крепкой заступницы, одна­ко надеялись, что и по отшествии ее к Богу не­забвенно будет в молитвах своих память иметь об отечестве своем. И так разошлись по домам своим, славя и благодаря Бога. Таково житие преподобной, которая во пло­ти была равна Ангелам, блаженной и великой кня­гини Анны. Кто может достойно описать ангельское во плоти житие, многие труды и посты, пощение и воздержание, и слезы, и не­престанное смирение, и кротость, и любовь не­лицемерную, так что и сами Ангелы удивлялись такой бесплотности. Ты же молись, преподобная и богоблаженная княги­ня Анна, о нас ко Христу Богу и удо­стой нас быть наследниками небесного рода и избавиться от вечного осуждения и твоими мо­литвами в настоящей этой жизни сохраненными быть от многоплетенных коварств вражиих благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, с Ним же вместе Отцу и Пре­святому и Животворящему Его Духу всякая слава и утверждение, от всей твари честь и по­клонение, ныне и присно, и вовеки веком. Аминь. Прошли многие годы со времени успения блаженной и великой княгини Анны. Спустя двести и четыредесят и три лета, всещедрый Бог благостию Своею явил нам неисчерпаемыи источник чудес, гроб великой княгини. К тому времени забыто было место погребения княгини, неведом и небрегом был святой ее гроб. Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Приходили окаянные литовцы к Кашину не один раз, но и дважды и трижды, но ничего не смогли сделать и никакого зла сотворить. Бог хранил город ради молитв благоверной княгини Анны. Люди же, бывшие тогда во граде, ратники и простецы, видели милость Божию, что от нашествия последователей латинской ереси пребывает город невредим. Видели, что не от ратных сил Кашин сохраняется, но не понимали, кто им таинственно помогает и избавляет их от пленения сопротивных, поскольку все остальные города в окрестностях разорялись злочестивыми. Тогда премилостивый Бог пожелал показать преподобную рабу Свою и явить людям Своим целебный источник и сущую помощницу, и защитницу града, благоверную великую княгиню Анну. По отошествии преподобной к Богу, было погребено пресвятое тело ее под соборною церковью честнаго и славнаго Успения Пресвятой Богородицы. Через многие годы пришла та церковь в ветхость, помóст церковный обвалился до самой земли и разрушился. Тогда гроб великой княгини Анны появился на верху земли, и воины, которые охраняли город, приходили во храм Пресвятыя Богородицы помолится и по неведению полагали шапки свои на гроб блаженной, некоторые же неразумные и садились на могилу, думали что это простой гроб, и даже не помышляли, что в нем нетленное тело той, которая является заступницей всего города. Господу Богу, изволившему в то время явить угодницу Свою людем Своим, чтобы не осталась всуе благодать Господа, дарованная его угодникам, но да пребывала, яко сияющее светило на подсвещнице. В то время, когда рати богомерзких литовцев повсюду рыскали, и кровь христианскую проливали, и люди в великой скорби и печали находились, и страхом сердца их сокрушались, тогда Господь наш Исус Христос изволил рабу Свою явить. Явилась преподобная и богоблаженная и великая княгиня Анна, в великом иноческом образе одета, пономарю церкви Пресвятыя Богородицы, именем Герасиму. Этот пономарь тогда страдал тяжелой болезнью и ко вратам смертным приблизился и отчаялся уже и остаться в живых. Явлением своим преподобная исцеление ему подала и здоровым его сотворила. Также поведала ему о себе, кто она. И укоряя неразумие местных жителей сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете, и меня презираете, и яко просту помышляете гробу быти? Или не знаете, что молю всемилостиваго Бога и Того рождьшую Матерь Пресвятую Богородицу, дабы не предан был град сей в руки врагов, и от многих бед сохраняю вас? Видимо поэтому это нечестие в неведении творите. Но ныне не думай, человече, ослушаться моих слов, чтобы более горько не пострадать. Но иди ко пресвитеру сей церкви и ко всему причту, и поведай им все, что узнал от меня, чтобы отныне гроб мой в порядке содержали, и приходящим бы возбраняли на него садиться и шапки класть. И свещу бы возожгли у гроба моего перед Нерукотворенным образом Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Пономарь тот Герасим, придя в себя после видения, и ощутив себя полностью здоровым и не следа от болезни не найдя, сильно удивился и прославил Господа, Который безчисленное богатство благости Своей открыл и от смертных врат его отвел. Неутомимо славил пономарь и великую княгиню Анну. И нисколько не задерживаясь, боясь нарушить обетования, пошел он к пресвитеру и поведал ему и всему причту церковному всё, что узнал от преподобной и как исцелился от недуга и неизлечимой болезни, и как от смертных врат был возведен через это посещение. Люди же, слышавшие это, и помня пономаря в тяжелой болезни лежащего, а теперь получившего полное исцеление, благодарственными песнями прославили всесильного Бога и Пречистую Богородицу. Также блаженную и великую княгиню Анну прославили, и всем остальным поведали. С тех пор все жители града Кашина, стяжавшие крепкую защитницу и непобедимую в бранях помощницу, никогда не имели скорби от нашествий безбожных и латинской ереси последователей, скверных и преокаянных литовцев, и веровали, что преподобная не предаст своей земли в руки нечестивым. По повелению преподобной у ее гроба пред Нерукотворенным образом Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа свещу неугасимую возожгли. Многие приходящие с верой помолиться Пресвятой Богородице, поклонялись и гробу богоблаженной Анны, честно и велелепно, как подобает поклоняться и почитать святых. Некоторые многоразличными болезнями страдающие прикасались честному гробу ее и неоскудную благодать получали от преподобной, отходя домой здоровыми, славящими и благодарящими Христа Бога и Того рождьшую Матерь Пресвятую Богородицу, и благоверную и великую княгиню Анну, молитвами которой они исцелялись. Но хотя и многие чудеса были от гроба преподобной, и многая благодать изливалась от живоприемнаго гроба, но в простоте ума своего, или Богу так было угодно, чтобы таковой светильник продолжал быть под спудом. То есть до уготованного времени, когда пресвятое и нетленное тело богоблаженной и великой княгини Анны, будет словно на свещнице поставлено, то есть явлены будут мощи, чтобы видим был неисчерпаемым источник всем приходящим. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до царя Алексея Михайловича, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. Однако патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви. Причиной упразднения канонизации святой было то, что имя благоверной княгини использовали старообрядцы при защите двоеперстия, ссылаясь на ее мощи, персты десницы которых были сложены для крестного знамения двуперстно. Однако в народе почитание княгини Анны, поддерживаемое чудесами от ее мощей, не прекратилось. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В 1908 году 12 июня почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. В Воскресенском соборе в тот день вечером епископ Гермоген Саратовский служил всенощную. Сослужили ему единоверческие священники, участвовали старообрядческие певчие (два хора), канонархи и чтецы. Молящиеся стояли с лестовками (четками) в руках, с подручниками для поклонов, и крестились двуперстно. Служба длилась с 6 часов до полуночи. Наутро была в соборе Литургия тоже для единоверцев. Длилась она 5 часов. И вечером и утром в соборе присутствовала группа старообрядцев Белокриницкой иерархии и беспоповцы. Православные церковные власти надеялись, что канонизация благоверной княгини Анны даст повод ко взаимному сближению. В тот же день состоялось открытие «Братства святой благоверной Анны Кашинской» под председательством архиепископа Алексия. В зале присутствовали лица крайне правого политического направления: архиереи, местное и приезжее духовенство, представители губернской администрации и правой общественности, много кашинских граждан, несколько единоверцев и группа австрийского старообрядчества. Архимандрит Макарий (Гневушев) ознакомил собрание с весьма определенным назначением «Братства» — объединить православных людей для защиты, в союзе с Церковью, «исконных русских верований, быта и государственности русского народа». Это значило в условиях действительности — противостать требованиям политических и социальных демократических реформ... Уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге, на Выборгской стороне, на Сампсоньевском проспекте (придел в храме во имя Нерукотворенного Спаса в подворье Кашинского Сретенского монастыря). В тревожные годы войны и первые годы революции гробница Анны оставалась неприкосновенной святыней. По-прежнему, даже больше прежнего, служили ей молебны, благословляли ее иконою уходящих на войну. Быть может, образ благоверной княгини Анны, запечатленный в житии и предании, даже стал русским людям ближе, понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожала мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются; хоронила и оплакивала их; тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как громили и жгли ее тверское гнездо, а потом жила «в нищете и убожестве», утешая запуганный тверской народ... Как сложилась судьба благоверной Анны позднее, во время гонений на Церковь, — неизвестно, но как бы она ни сложилась, можно с уверенностью сказать, что почитание ее в тверском краю и в разных концах России, в старообрядчестве и среди отдельных почитателей в эмиграции, — не заглохло. Не могла и Анна оставить «людей своих» только потому, что унесли ее мощи или закрыли собор... Моли Бога о нас, преподобная мати Анно, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорой помощнице и молитвеннице о душах наших. Тропарь, который народу запрещено было петь в течение двух столетий: Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно, яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость. Ин тропарь: Просветившися Божественною благодатию, преподобная, и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленныя, и красныя, и временныя нивочтоже вменила еси. Крестным знамением на мысленныя враги мужески вооружившися, постническими подвиги, постом и молитвами углие страстей угасила еси, достославная Анно, и по смерти источаеши благодать притекающим к мощем твоим. И ныне, в небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу, моли о нас, почитающих святую память твою. Кондак: Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася, на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Метки: