?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В миру Григорий Садырев-Полев[ой]. Родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от князей Смоленских. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия [Впоследствии свт. Гурий ‒архиепископ Казанский, который был настоятелем обители с 1542 до 1551 года и ум. в 1563]. В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа Акакия рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита. Вступив в управление монастырём, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве ‒ как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого. Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры. В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман.
Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские кельи. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келье под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки. Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края. 12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. В сие время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом: ужасает твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря». ‒ «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран святитель Филипп (Колычев) [убит в 1569 г]. Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года [1568] скончался. Полагают, что опричники были его убийцами. Его похоронили в церкви святителя Николы Гостунского. Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: «Овии (некоторые) глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна». О свойствах же святителя изъясняет: «И бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело». По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 [1595] году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский. Тропарь: От юности иго Христово усердно восприим, / бденными подвиги поста и молитвы прославися. / Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви / в новопросвещеннем царстве Казанстем / вкупе со святителем Гурием воззвани бысте, / идеже яко первоначальник / созданной тобою во граде Свияжске обители / и достойный первосвятителю преемник явися. / Духом предстоя престолу Владычню, / молися, святителю Германе, со святителем Гурием / православней пастве во благочестии преспевати, / тме иноверия светом веры разгнатися.

Метки: