?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Родился в Ярославле. Был наставлен в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом. Святитель Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима (после 1441 г.). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре. Пользуясь любовью великого князя и митрополита, при отъезде в Пермь, снабжен был великолепной ризницей и образованным духовенством; а потому имел имел полную возможность совершать богослужение в стране Пермской гораздо торжественнее, чем его предшественники. Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев. За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы. Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей. Обладая высокой образованностью, святитель беседовал с пермским народом изустными поучениями собственного своего сочинения, приспособительно к людским понятиям и нуждам, а через это самое более и более, привлекая к Евангелию, утверждал народ в благочестии христианском. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1455 или 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Вот как описывает убиение святителя архангельский летописец: «Не сжалились немилосердные вогуличи и вятчане, видя святого, стоящего на молитве и готового воспринять мученическую кончину. Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары. Святитель, как бы не чувствуя их, кротко увещевал Асыку и бывших с ним; но увещания не могли тронуть их ожесточенные души и варварски был замучен Владыка Пермский от руки Асыки; само тело его, опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысу». Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре. Тропарь: Православия наставниче, / благочестия учителю и милости сокровище, / архиереом украшение, / людем зырянским наставниче, / святителю Питириме, / душу свою за Христа положивыи, / моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех / любовию чтущих память твою. Кондак: Монашескими добродетельми / во обители святителя Алексия первее украсився / и прославлению того послужив, / пастырь явися людем зырянским / и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю, / мученик быв, Питириме святителю всехвальне.  Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.

Метки: