petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Преподобный Максим Исповедник. «Главы о любви»

По словам Алексея Ивановича Сидорова, в великом сонме святых отцов преподобный Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, мужественный защитник правой веры. Многочисленные творения преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому — знаменитый сборник лучших плодов святоотеческой духовности «Добротолюбие», в который включено произведение прп. Максима — «Главы о любви». Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Книга «Главы о любви», или «Четыре сотницы о любви» — это известное произведение нравственно-аскети­ческого характера преподобного Максима Испо­ведника, посвященное разностороннему святоотеческому осмыслению высшей христиан­ской добродетели любви к Богу и к ближним. Преподобный Максим указывает способы до­стижения истинной любви посредством очище­ния своего сердца и приобретения добродетелей, а также препятствия, возникающие на этом пути — страсти и пороки, и способы борьбы с ними. О жизни преподобного Максима Исповедника известно, что родился он в Константинополе в 582 году в семье христиан. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, как античных (Платона, Аристотеля), так и христианских. Благодаря своей учёности и честности он стал секретарём императора Ираклия. Однако жизнь при дворе была не по душе св. Максиму, и он удалился в монастырь на азиатском берегу Босфора, где принял постриг и вскоре был избран игуменом. Но и в этом сане, по своей необыкно­венной скромности, он, по слову его жития, «оставался простым монахом». В 633 году прп. Максим, как один из учёнейших богословов древней Церкви, отправился в Александрию, чтобы бороться с ересями, охватившими весь христианский мир. Защищая Православие, преподобный отец общался с самыми разными людьми, и проникновенные его беседы всегда достигали сердец человеческих, за что он и был именован Исповедни­ком.
«Не только клир и все еписко­пы, но и народ, и все мирские на­чальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», — свидетельствует его житие. В 641 году император Ираклий скончался и престол занял жестокий и грубый Констант Второй, откровенный еретик. Спустя какое-то время он приказал схватить св. Максима. Его обвинили в измене отечеству, заключили в тюрьму и подвергли жесточайшим пыткам, отрезали язык и отрубили правую руку. Затем сослали в Колхиду (нынешнее черноморское побе­режье Абхазии). Но Господь явил чудо: святой вновь обрёл способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал, что скончается 26 августа 662 года, что впоследствии и произошло. Память его совершается два раза в год: 3 февраля и 26 августа. По словам переводчика и комментатора текста, профессора Алексея Ивановича Сидорова, богословско-писательское творчество преподобного Максима Исповедника весьма разнообразно и оригинально. При этом оно глубоко церковное по духу, продолжает привлекать внимание самого широкого круга христианских читателей. Среди его творений мы встречаем экзегетические, догматико-полемические, нрав­ственно-аскетические. Последние наиболее популярны у читателей, так как обращены ко всякому христианину. Написаны они в виде глав, обычно собранных в «сотницы» (или «центурии»). «Главы о любви», перевод которых предлагается читателям, считаются одним из самых ранних творений преподобного. Как отмечает профессор, этот своеобразный жанр христианской письменности возник из слияния двух традиций — сборников изречений (афоризмов) пер­вых отцов-пустынников, передававшихся первоначально устно, а за­тем получивших письменное закрепление, и философских сентенций, приобретших по­пулярность в позднеантичной философской прозе. В христианскую литературу жанр «глав» первым ввел Евагрий Понтийский, которого и сле­дует считать основателем этого жанра, ибо он придал ему законченную форму, в том числе форму «сотниц». Впоследствии данная форма литературного искусства стала излюбленной в аскетической письменности: в его рамках создавали свои творения прп. Марк Подвижник, блж. Диадох Фотикийский, св. Исихий Синаит, преподобные Фалассий, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама и др. Форма «глав» у прп. Максима, по мнению исследователей, достигает большего совершенства, чем у Евагрия и блж. Диадоха, и напоминает искусно выдержанные по композиции музыкальные вариации, где мотив одной темы плавно пере­ходит в мотив другой, не нарушая внутренней гармонии. Как отмечает Алексей Иванович, «Главы о любви» адресованы некоему Елпидию — монаху, о котором практически ничего не известно. В «Главах о любви» сравнительно с другими произведениями прп. Максима Исповедника наиболее ощутимо влияние александрийской традиции, особенно Евагрия Понтийского. Однако прп. Максим, усваивая многие влияния, творит, опираясь прежде всего на собственный духовный опыт и на опыт многих поколений подвижников. Аскетическое богословие преподобного в этом произведении находит свое наиболее полное выражение. На его страницах прп. Максим раскрывает такие важнейшие для христианства темы, как евангельская любовь и труды для ее обретения, дается определение самой любви, показывается ее связь с прочими добродетелями, а также с внутренним устроением человеческой души. Значительное место уделено теме духовной (или мысленной) брани — различению добрых и злых помыслов, борьбе со страстями, мешаю­щими приобретению искомого блага — любви. Вот несколько глав из первой сотницы. 1) «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно придти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному. 2) Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа, 4) Любящий Бога предпочитает познание Бога всему от Него сотворенному, и непрестанно прилежит к тому с вожделением. 9) Если жизнь ума есть просвещение познания, а сей свет рождается от любви к Богу: то хорошо сказано, что нет ничего выше Божественной любви». По словам издателей книги, из всех творений прп. Максима Исповедника произведение «Главы о любви» — самое популярное. Признательность читателей оно снискало себе уже в Средние века. «Главы о люб­ви» активно читались и переписывались в самой Византии, став классическим трудом аскетической письменности, а также на Западе, где они получили известность благодаря переводу на латинский язык монаха Цербана. На Руси имя прп. Максима также было известно в первую очередь благодаря настоящему произведению. Существует не­сколько переводов «Глав о любви» на русский язык, один из которых был выполнен свт. Феофаном Затворником и помещен в [русском] «Добротолюбии».
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author