Голова женщины должна быть покрыта по порядку творения. Нѣ́сть бо мýжъ от жены́, но женá от мýжа: посему мужи имеют первенство и по порядку создания. И́бо не сóзданъ бы́сть мýжъ жены́ рáди (для), но женá мýжа рáди. И сего достаточно в доказательство, что муж достоин верховной власти, потому что не он приведен в бытие на потребность жене, а она — на потребность мужу. Сегó рáди (посему и) должнá éсть женá влáсть (знак власти) имѣ́ти на главѣ́ Áнгелъ рáди (для). Покрывало апостол назвал «властию», как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, прикрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказано: не самъ он, но Ангел его есть (Деян. 12:15). И Господь говорит: Блюдите, да не презрите единаго малыхъ сихъ, верующихъ в Меня: аминь бо глаголю вам, яко Ангели ихъ выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18:10). Поелику же апостол сказанным давал мужам сильный повод к превозношению, то по необходимости присовокупил: Обáче (впрочем) ни мýжъ безъ жены́, ни женá безъ мýжа ó Господѣ в мире; потому что от супружества и взаимного их общения размножился род. «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается» (святой Златоуст). Исус сын Сирахов учит: áще не хóдитъ (жена) подъ рукóю твоéю, отсѣцы́ ю́ (её) от плóти твоея́. «Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять; и это тем паче, если зло не ограничивается одним лицом открыто держащей главу, но распространяется и кругом. Враг иногда чрез одно лицо наделает зла целым сотням» (свт. Феофан Затворник). Я́коже бо (ибо как) женá óт (εξ) мужа, си́це (так) и мýжъ от (δια, чрез) жены (жену). И не удовольствовался сим апостол, но указал Виновника их: вся́ (всё же –) óт Бога. Святой Златоуст говорит: «Не смотри, говорит, только на первоначальные преимущества и на сотворение, а обрати внимание на последующее, и увидишь, что каждый из них зависит от другого, или, лучше, не друг от друга, а все от Бога».Покрывать голову женщине — требование здравого смысла. И опять самих коринфян призывает в судии: Въ вáсъ самѣ́хъ (сами рас)суди́те, лѣ́по (прилично) ли éсть женѣ́ откровéннѣй (с непокрытою головою) Бóгу моли́тися? «Здесь, говорит, оскорбление касается Бога; впрочем, не говорит этого прямо, а выражается снисходительнее и прикровеннее: лѣ́по ли éсть женѣ́ откровéннѣй Бóгу моли́тися?» (святой Златоуст). «Речь обращает к одной жене, чем показывает, что и все предыдущее было говорено преимущественно для вразумления ее, хотя там слово касалось и мужа» (свт. Феофан Затворник). Или́ и не сáмое естествó (не сама ли природа) учи́тъ вы́, я́ко мýжъ ýбо, áще власы́ расти́тъ, безчéстiе емý éсть, женá же áще власы́ расти́тъ, слáва сéй éсть? занé (так как) растѣ́нiе власóмъ, вмѣ́сто одѣя́нiя данó бы́сть éй. «Если жена вменяет себе в честь иметь волосы, отъятие же их почитает бесчестием, то пусть рассудит, как бесчестит она Давшего волосы, приступая не с подобающею стыдливостию и честию» (Феодорит). «Как в других многих местах всегда он употребляет общеизвестные доказательства, так и здесь обращается к общеизвестному обычаю и сильно пристыжает слушателей, получающих от него наставления, в том, что они могли знать и из обыкновенного обычая, ибо это не безызвестно и варварам. Но скажешь: если растѣ́нiе (ращение) власóмъ, вмѣ́сто одѣя́нiя данó жене, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? Для того, дабы показать подчинение не только по природе, но и по произволению. Природа наперед установила, чтобы ты была покрытою, а ты приложи нечто от себя, дабы не показалось, что ты нарушаешь законы природы, ибо противиться не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства» (святой Златоуст). А́ще ли (а если бы) ктó мни́тся спóрливъ бы́ти (захотел спорить), мы́ таковáго обы́чай не и́мамы нижé цéркви Бóжiя. «Поелику писал к охотникам философствовать, которые имели обычай посредством силлогизмов свои мысли отстаивать, а чужие опровергать, то говорит им: не время ныне спорить. Кто будет бесстыдно восставать против сказанного, то мы и церкви Божии не имеем такого обычая. Какого? — Спорить; но охотно покоряемся распоряжениям учителей, нимало им не возражая» (Экумений). «Мы, говорит, не имеем такого обычая, чтобы спорить, состязаться и противоречить. Не останавливаясь на этом, прибавляет: нижé цéркви Бóжiя, внушая, что не повинуясь, они враждуют и противятся всей вселенной. Следовательно, противление есть знак упорства, а не рассудительности» (святой Златоуст).
Первое послание к коринфянам (за пятницу): 1 Кор., 148 зач., 11, 8‒22
Голова женщины должна быть покрыта по порядку творения. Нѣ́сть бо мýжъ от жены́, но женá от мýжа: посему мужи имеют первенство и по порядку создания. И́бо не сóзданъ бы́сть мýжъ жены́ рáди (для), но женá мýжа рáди. И сего достаточно в доказательство, что муж достоин верховной власти, потому что не он приведен в бытие на потребность жене, а она — на потребность мужу. Сегó рáди (посему и) должнá éсть женá влáсть (знак власти) имѣ́ти на главѣ́ Áнгелъ рáди (для). Покрывало апостол назвал «властию», как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, прикрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказано: не самъ он, но Ангел его есть (Деян. 12:15). И Господь говорит: Блюдите, да не презрите единаго малыхъ сихъ, верующихъ в Меня: аминь бо глаголю вам, яко Ангели ихъ выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18:10). Поелику же апостол сказанным давал мужам сильный повод к превозношению, то по необходимости присовокупил: Обáче (впрочем) ни мýжъ безъ жены́, ни женá безъ мýжа ó Господѣ в мире; потому что от супружества и взаимного их общения размножился род. «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается» (святой Златоуст). Исус сын Сирахов учит: áще не хóдитъ (жена) подъ рукóю твоéю, отсѣцы́ ю́ (её) от плóти твоея́. «Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять; и это тем паче, если зло не ограничивается одним лицом открыто держащей главу, но распространяется и кругом. Враг иногда чрез одно лицо наделает зла целым сотням» (свт. Феофан Затворник). Я́коже бо (ибо как) женá óт (εξ) мужа, си́це (так) и мýжъ от (δια, чрез) жены (жену). И не удовольствовался сим апостол, но указал Виновника их: вся́ (всё же –) óт Бога. Святой Златоуст говорит: «Не смотри, говорит, только на первоначальные преимущества и на сотворение, а обрати внимание на последующее, и увидишь, что каждый из них зависит от другого, или, лучше, не друг от друга, а все от Бога».Покрывать голову женщине — требование здравого смысла. И опять самих коринфян призывает в судии: Въ вáсъ самѣ́хъ (сами рас)суди́те, лѣ́по (прилично) ли éсть женѣ́ откровéннѣй (с непокрытою головою) Бóгу моли́тися? «Здесь, говорит, оскорбление касается Бога; впрочем, не говорит этого прямо, а выражается снисходительнее и прикровеннее: лѣ́по ли éсть женѣ́ откровéннѣй Бóгу моли́тися?» (святой Златоуст). «Речь обращает к одной жене, чем показывает, что и все предыдущее было говорено преимущественно для вразумления ее, хотя там слово касалось и мужа» (свт. Феофан Затворник). Или́ и не сáмое естествó (не сама ли природа) учи́тъ вы́, я́ко мýжъ ýбо, áще власы́ расти́тъ, безчéстiе емý éсть, женá же áще власы́ расти́тъ, слáва сéй éсть? занé (так как) растѣ́нiе власóмъ, вмѣ́сто одѣя́нiя данó бы́сть éй. «Если жена вменяет себе в честь иметь волосы, отъятие же их почитает бесчестием, то пусть рассудит, как бесчестит она Давшего волосы, приступая не с подобающею стыдливостию и честию» (Феодорит). «Как в других многих местах всегда он употребляет общеизвестные доказательства, так и здесь обращается к общеизвестному обычаю и сильно пристыжает слушателей, получающих от него наставления, в том, что они могли знать и из обыкновенного обычая, ибо это не безызвестно и варварам. Но скажешь: если растѣ́нiе (ращение) власóмъ, вмѣ́сто одѣя́нiя данó жене, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? Для того, дабы показать подчинение не только по природе, но и по произволению. Природа наперед установила, чтобы ты была покрытою, а ты приложи нечто от себя, дабы не показалось, что ты нарушаешь законы природы, ибо противиться не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства» (святой Златоуст). А́ще ли (а если бы) ктó мни́тся спóрливъ бы́ти (захотел спорить), мы́ таковáго обы́чай не и́мамы нижé цéркви Бóжiя. «Поелику писал к охотникам философствовать, которые имели обычай посредством силлогизмов свои мысли отстаивать, а чужие опровергать, то говорит им: не время ныне спорить. Кто будет бесстыдно восставать против сказанного, то мы и церкви Божии не имеем такого обычая. Какого? — Спорить; но охотно покоряемся распоряжениям учителей, нимало им не возражая» (Экумений). «Мы, говорит, не имеем такого обычая, чтобы спорить, состязаться и противоречить. Не останавливаясь на этом, прибавляет: нижé цéркви Бóжiя, внушая, что не повинуясь, они враждуют и противятся всей вселенной. Следовательно, противление есть знак упорства, а не рассудительности» (святой Златоуст).
-
Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 16 (3) января
Автор: святитель Николай Сербский 1. Пророк Малахия . Последний из пророков по времени. Родился по возвращении евреев из вавилонского плена.…
-
Святой преподобный Серафим Саровский. Фрагмент лекции Константина Корепанова в Храме на Крови
Автор: Константин Корепанов Отрывок лекции отца Константина Корепанова (рукоположен в 2017 году), прочитанной в Храме на Крови 23 декабря…
-
Память святаго пророка Малахіи
Авторъ: св. Димитрiй Ростовскiй Святый пророкъ Малахія происходилъ изъ колѣна Завулонова [Завулонъ — шестой сынъ патріарха Іакова отъ…
Comments for this post were disabled by the author