petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Первое послание к коринфянам: 1 Кор., 145 зач., 10, 12‒22

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Темъ же мняи ся стояти да блюдется, да не паднетъ (посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть); то есть блюдись ты, возомнивший о себе, что имеешь ведение. Напáсть вáсъ недости́же, тóчiю (постигла не иная, как) человѣ́ческа, то есть малое, ибо сие речение обычно употреблять Божественному апостолу в означение малого, например когда говорит: Человѣ́ческо глаголю, за немощь плоти вашея (Рим. 6: 19), разумеет: говорю соразмерно с природою. Силенъ же Бóгъ, И́же не остáвитъ (Который не попустит) вáсъ искуси́тися, пáче éже мóжете (сверх сил), но сотвори́тъ со искушéнiемъ и избы́тiе (облегчение), я́ко возмощи́ вáмъ понести́ (так чтобы вы могли перенести). Сим апостол научил не полагаться на себя самих, но испрашивать Божией помощи. Изложив же все сие, возвращается к главному предмету. Тѣ́мже (итак) брáтiе моя́ возлю́бленая, (у)бѣ́гайте от идолослужéнiя. Апостол постепенно усиливает обвинение и показывает, что равнодушное вкушение идоложертвенного нимало не разнится от служения идолам. Я́ко мýдрымъ (как рассудительным) глагóлю. Обличение произносит вместе с похвалою, стараясь одобрительным словом и оное сделать удобоприемлемым. (Сами рас)суди́те вы́ éже (о том, что) глагóлю. Вас самих беру в судьи, потому что знаю ваше благоразумие. Чáша благословéнiя, еяже (которую) благословля́емъ, не (при)общéнiе ли крóви Христóвы éсть? хлѣ́бъ, егóже (который пре)лóмимъ, не (при)общéнiе ли тѣ́ла Христóва éсть? Я́ко еди́нъ хлѣ́бъ, еди́но тѣ́ло есмы́ мнóзи; вси́ бо от еди́ного хлѣ́ба причащáемся. Сподобляясь Священных Тайн, не с Самим ли Владыкою вступаем в общение, не говорим ли, что Его это Тело, Его Кровь?
Потом апостол подтверждает сие иным образом. Ви́дите (посмотрите на) Изрáиля пóплоти, неядýщiи ли жéртвы, о́бщницы олтарéви сýть (те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника)? Посмотрите же и на Израиля и дознайте, что причащающиеся жертв вступают в общение с самим жертвенником, потому что из одной жертвы часть приносят на жертвенник, а часть едят сами. Израилем же по плоти апостол назвал израильтян, пребывающих в неверии, так как уверовавшие именуются Израилем духовным. Чтó ýбо (же я) глагóлю, я́ко (то ли, что) и́долъ чтó(-нибудь) éсть? или́ идоложéртвено чтó(-нибудь) éсть (значит)? (Нет, но) занé я́же жрýтъ язы́цы (что язычники, принося жертвы), бѣсóмъ жрýтъ (приносят), а не Богови. Но никто да не думает, будто бы говорю, что идоложертвенное имеет какую-либо силу и по естеству своему может осквернить вкушающего. Не это разумею, но что служащие сему суеверию приносят жертвы бесам. (Но) не хощý вáсъ óбщникомъ бы́ти бѣсóмъ (чтобы вы были в общении с бесами). Потом апостол внушает больший страх. Не мóжете чáшу Госпóдню пи́ти, и чáшу бѣсóвску; ибо коринфяне вкушали и идольских возлияний. Не мóжете трапéзѣ Госпóдни причащáтися (быть участниками), и трапéзѣ бѣсóвстѣй. Возможно ли нам вступать в общение и с Господом, вкушая Честного Тела Его и Крови, и также с демонами, вкушая идоложертвенной пищи? Или́ раздражáемъ (неужели мы решимся раздражать) Гóспода, едá крѣпчáйши (разве мы сильнее) Егó есмы́? Слово раздражáемъ апостол употребил в значении «уязвляем»; напомнил же коринфянам и Божие слово, изреченное Израилю: Тiи раздражиша Мя не ó Бозе, прогневаша Мя во идолехъ своихъ (Втор. 32: 21).
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author