petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Спасо-Андроников монастырь

Спасский Собор в Спасо-Андрониковом монастыре ― самый древний из сохранившихся до наших дней храмов Москвы. Замечательна история его основания. В 1356 году святитель Алексий, митрополит Московский, возвращался из Константинополя на родину. В Черном море корабль застигла буря. Среди общего смятения Владыка стал усердно молиться Господу и дал обет построить храм в честь того святого, кого Православная Церковь молитвенно чтит в день, когда путники достигнут суши. Божией милостью это случилось 16 августа ― в день празднования Нерукотворному Образу Спасителя, тому самому, которым благословил владыку Алексия Константинопольский ватриарх, перед ним же святитель возносил молитвы во время стихии. По возвращении митрополит возымел сердечное желание в благодарность Богу построить не только храм, но и основать монастырь, о чем поведал своему духовному другу, преподобному Сергию Радонежскому, и попросил отпустить для осуществления задуманного смиренного Андроника, одного из любимых учеников святого. Старец не замедлил исполнить эту просьбу. Митрополит рукоположил инока во священнический сан и назначил игуменом создающегося общежительного монастыря. Для строительства обители был избран холм на левом берегу Яузы, рядом с устьем речки Золотой Рожок. В 1360 году построен и благолепно украшен деревянный храм, престол которого св. митрополит Алексий освятил в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В новом храме была установлена чудотворная икона, привезенная из Константинополя. Преподобный Сергий призвал на обитель Божие благословение: «Господи! Призри с небеси и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святого Твоего Имени». Это прошение было услышано Вседержителем: Он явил в монастыре сонм Своих угодников, возсиявших к славе и чести Его. Святой Церковью из них прославлены преподобные Андроник, Савва, Александр Московские чудотворцы ― первые три игумена ― и преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. На миниатюрах 16 века изображен с нимбом и четвертый игумен обители ― Ефрем. На миниатюре ― основание обители святителем Алексием. Глубокая духовная любовь связывала богоносного Сергия и монастырскую братию. Зримо её выразил преподобный Андрей Рублев «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней» ― в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию». Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в версте от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная в 1890 году на месте расставания преподобных Сергия и Андроника. В 1995 году она передана Православной Церкви и в настоящее время восстанавливается. Благоверный князь Димитрий Донской незадолго до Куликовской битвы молился в Спасском соборе перед чудотворным образом Спасителя, здесь же он благодарил Бога за дарованную победу. На монастырском кладбище покоится прах многих героев этого сражения. В настоящее время (с осени 2000 года) идет строительство поминальной часовни имени святого Благоверного князя Димитрия Донского. Преподобный Савва, второй игумен обители, был прославлен Господом за свои великие добродетели уже в земной жизни; при нем умножилось число честных иноков, многие из которых сподобились чести быть игуменами в других монастырях. Преподобный скончался около 1410 года и по смерти явил много чудес. Святые мощи Андроника и Саввы в начале XX века почивали в приделе Спасского Собора, освященном в честь преподобного Андроника. В настоящее время их местонахождение неизвестно. При третьем игумене монастыря ― преподобном Александре, ученике Андроника и Саввы, был построен белокаменный собор, «зело красный», Андрей Рублев и Даниил Черный украсили его «подписанием чудным в память отец своих». Некоторые исследователи предполагают, что Рублев был и архитектором собора. Строительство и роспись велись в 1390‒1427 годах на деньги, пожертвованные купцами Ермолиными, родственниками инока Ефрема, впоследствии четвертого игумена обители. В XVIII веке фрески богодухновенных мастеров были уничтожены, уцелел лишь растительный орнамент в нишах алтарных окон. О жизни преподовных Андрея и Даниила известно немногое: в обитель Спасову они пришли при преподобном Андронике и отличались такою ревностию к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным, но всегда ум и мысли свои возносили к невещественному и Божественному свету, а чувственное око всегда возводили к написанным вещественными красками ликам Владыки Христа, Пречистой Матери Его и всех святых. Преподобные настолько преуспели в иноческом подвиге, что Господь сподобил их в земной жизни созерцать и ведать Свои великие тайны, которые, насколько возможно, они явили в написанных вещественными красками иконах. Летописец сообщает, что в праздник Воскресения Христова, сидя на скамьях и имея пред собою святые образы, старцы смотрели на них и исполнялись духовной радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. Преподобные украсили своими росписями и иконами множество храмов, последние из них ― соборы Троицкий и Спасский в Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Андрониковом монастыре. Владыка Христос прославил Своих угодников и в смертный час: преподобный Андрей преставился первым, спустя немного времени стал приближаться к своей кончине и Даниил; при последнем дыхании, он увидел почившего своего сопостника Андрея, с радостью зовущего его в вечное блаженство. Вместе с преподобными многие другие иноки несли послушание иконописцев, в чем усматривается Промысел Божий, определивший это служение в обители, созданной в честь первого образа Спасителя. Помимо икон в монастыре создавались дивные рукописные книги, по мастерству художественного оформления не уступавшие лучшим византийским образцам книжного искусства. В 1812 году обитель была разорена. Во время пожара рухнули своды Спасского собора. Храм был восстановлен на средства, пожертвованные благочестивыми христианами. В 1815 году к нему пристроены два придела: в честь Успения Богородицы и преподобного Андроника ― в ходе реконструкции собора в середине 60-х годов XX столетия они упразднены. После революции, в 1918 году, Спасо-Андроников монастырь был закрыт. В 1948 году начата его реставрация, а с 1960-го в обители работает Музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. Божией милостью с 1990 года возобновлены богослужения в Спасском Соборе. Главной святыней монастыря является икона основания ― Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни. С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.  В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева. Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды ― ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?» Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой. 16‒17 июля 1989 года, в первую годовщину прославления преподобного Андрея Рублева в лике святых, в Спасском соборе были совершены первое после закрытия обители всенощное бдение и божественная литургия. В 1990 году был создан приход храма Спаса Нерукотворного Образа и богослужения стали совершаться регулярно. Молитвами всех святых Спасо-Андроникова монастыря приход стал заниматься возрождением древнерусской культуры и искусства. Под началом отца Вячеслава была создана иконописная школа монастыря. Многие начинающие иконописцы приходят за советом к батюшке, находят необходимое руководство в своих трудах. Плодом работы иконописной школы стали иконы преподобных Андроника и Саввы, Андрея Рублева и Даниила Черного, преподобного Сергия Радонежского с клеймами жития и святителя Алексия Московского, основателя нашей обители. Особое место в храме занимает список иконы Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева в реконструкции отца Вячеслава. Часто современное написание этого образа повторяет потери в изображении, связанные со временем, но верующее сердце желает увидет образ в первозданном виде. Вместе с иконописью приход занимается возрождением знаменного пения. Замечательно, что этот распев также называют иконописным пением. С возобновлением богослужений в Храме Спаса Нерукотворного Образа с 1990 года в обители зазвучал древнерусский знаменный распев. Знаменным распев называется от слова «знамя» или крюк, которыми изображали в тексте ход песнопения. Как и жизнь христианина по словам Спасителя «не от мира сего», так и её выражение в красках и звуках отлично от светких правил. В иконописи о том ярко свидетельствует прием обратной перспективы, когда икона обращается к предстоящему по словам Спасителя: Царство Божие внутрь вас есть. Так и знаменный распев имеет в своей основе иной лад, где нет ни мажора, ни минора, нет масок трагедии и комедии, смеха или уныния. Безстрастное течение распева выражает духовную радость молитвенной встречи с вечностью. Знаменный распев содержит в себе глубокий опыт молитвы наших святых предков, соприкосновение с которым возвышает сердца к горнему миру. Древнерусским знаменный распев стал называться только после реформ при патриархе Никоне. Ранее знаменный распев представлял единую традицию обиходного пения. Хор возглавил головщик Борис Павлович Кутузов. За эти годы силами регента и певчих расшифровано множество старинных рукописей, изданы сборники нот, которые используют церковные хоры по всему миру. Желающие глубже изучить распев имеют возможность пополнить свой опыт в знаменном хоре обители. Вторым регентом хора стал Валерий Сутормин, поющий в хоре Спасского собора с 1994 года. Валерий продолжил дело, начатое своим учителем. В приходе работает Школа знаменного распева. Идет подготовка учебных пособий со звукозаписями для помощи другим приходам, желающим освоить знаменный распев. Для этих целей и была создана православная студия «Хоругвь», которая проводит звукозапись древнерусского пения.В монастыре также существует свое издательство. Регулярно выходит журнал «Хоругвь», каноны святым и другая православная литература.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author