petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Священник Владимир Соколов. Мистика или духовность?..

Автор: Священник Владимир Соколов

Иерей Владимир Соколов знаком читателям как автор многих статей и книг о проблемах младостарчества. Предыдущая его книга («На грани жизни», 2008) – это ответы на вопросы, которые сама жизнь задает душе каждого человека, главный из которых: «А насколько мы христиане?» Автор приглашает читателей к серьезному размышлению над религиозными, философскими и жизненными проблемами, к подведению жизненных итогов. Новая книга священника Владимира Соколова («Мистика или духовность?..», 2012) обращается к одной из самых значительных проблем современного мира – взаимоотношениям культуры и христианства. Автор убедительно показывает, что единственным подлинным источником культуры является Бог. Поэтому религия и культура взаимосвязаны гораздо теснее, чем это принято считать. Среди церковных людей можно слышать мнение, что культура развивается по собственным законам, не зависящим от религии. Однако это опасное заблуждение. Культура, являясь душевной сферой, питается из высшей сферы, сферы духа. И вопрос, от какого духа она питается – главный вопрос в оценке ее явлений. Сегодняшний человек, «удобопреклонный ко греху», считает единственным источником культуры самого себя. Он не хочет слышать о своей греховности, своих пороках. Но это не повод отвергать культуру, это повод ее исследовать. Что автор и делает на примере творчества Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Скрябина и других выдающихся ее деятелей.


Во ведении рассматривается противоположение христианства и новой религиозной эпохи, источники культуры, соотношение культуры и религии. Культуроборчество и поклонение культуре как две крайности столь любезные врагу нашего спасения преодолеваются погружением в культурную традицию, иерархически подчинённую традиции церковной. Далее рассматриваются стереотипы в культуре, взаимопроникновение культуры и личности, поднимается главная тема книги – мистика и духовность. Завершается вводная часть подразделом «История и культура». Раздел первый, «Искусство и мистика», открывает глава «Аскетика и музыкальная культура», в которой идёт речь о связи культуры с религией, о древнем христианском культовом пении, соотношении христианского учения и музыки, анализируются особенности аскетической практики и её связь с музыкальной культурой. Далее рассматриваются инструментальная музыка и христианское богослужение, анализируются западная музыкальная культура после разделения Церквей и особенности русской музыкальной культуры. Следующая глава посвящена выявлению мистического смысла повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»: описана эпоха и жанр повести, выявлен аспект оккультного генезиса и посвящения, мифотворческий, культурологический и психологический аспекты произведения, а Пушкин выступает как пророк нового времени. Следующая глава посвящена метафизике грехопадения в драме Лермонтова «Маскарад», которая также рассматривается как миф, анализируется метафизическая сущность маски, персонажей и игры, а также сущность маскарада в контексте развития страстей, в частности ревность описывается как потеря целостного видения, маскарад – как иллюзия и духовное смещение, а игра – как натуралистический соблазн. В конце главы выявляется пророческий смысл драмы Лермонтова. Следующая глава – «А. Н. Скрябин – композитор или религиозный мистик?» Здесь описываются магические черты в музыкальном творчестве композитора, его религиозно-философские воззрения, определяется содержание мистического и творческого опыта Скрябина как пророка новой религиозной эпохи. Завершающая первый раздел глава – о таланте и природных способностях человека. Автор пишет о том, как сформировалось современное понимание таланта, даёт определение подлинного таланта, описывает различия в понимании природы творчества  и таланта в философской концепции Бердяева и в писаниях святых отцов. Второй раздел – о связях разума (в том числе в святоотеческом богословии и аскетической традиции), науки и технологии с мистикой. Автор пишет о причинах появления недоверчивого отношения к разуму и о связи иррационализма с мистицизмом и демонизмом; об особенностях развития науки в условиях новой религиозной эпохи, о биологической датировке геологических напластований, о самозарождении жизни, о физических условиях жизни и их стабильности и об эволюции в животном мире. Ещё две главы посвящены вопросам сакрализации науки и мифологической научной идеологии. Отмечается, что современная наука подтверждает существование духовного мира, а также рассматривается проблема «телевидение и нравственность». Раздел третий посвящён социальному и историческому аспектам мистики: разбирается догматическое учение ранней Церкви, появление первых ересей, хилиазм, арианство, рассматривается логика развития догматической мысли на западе и прослеживается логическая связь идеологий и ересей с учением о тварности Сына, выявляются сходные черты языческого и еретического учения о человеке. Здесь уместно отметить, что подзаголовок книги – «Ереси против христианства». В следующей главе понятие «демократия» анализируется в свете христианского учения, эта идея представляется как результат отчуждения человека от Бога, прослеживается связь протестантизма, либерализма и ересей с демократией. Достижение же единства общества видится в монархии. Последняя глава этого раздела –  историософские заметки о споре «стяжателей» с «нестяжателями» как ключевом моменте Российской истории. Здесь речь идёт о духовном выборе России, о том, что является центральным духовным узлом Русской истории. В качестве главной разделяющей фигуры предстаёт диавол. Отдельные главы посвящены святоотеческому персонализму, расколу и характеру никоновской реформы, богословским тенденциям и натуралистическим идеям «иосифлян» и искажению ими идеи Третьего Рима. Далее рассматривается возрождение святоотеческой и национальной традиции. Сделана попытка сформулировать основной вопрос XIX века, далее идут главы о противостоянии духов и о Церкви в XX веке, о гражданской войне и ложных духовных типах. Завершает раздел глава о космизме, глобализме и социальной революции, – причём мондиализм, интернационализм и глобализм видятся единым трёхглавым змием, – и делается попытка извлечь исторические уроки из всего материала исследования и сделать «наш выбор». В заключении речь идёт о значении культуры в жизни человечества, ставится главная проблема культурной деятельности, которая понимается как священнослужение, исчисляются причины распространенного ныне культуроборчества и, наконец, типология культуры рассматривается в контексте нашего будущего. Книга вышла в издательстве Данилова ставропигиального мужского монастыря в 2012 году.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author