?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи
Многие думают что все религии на самом деле говорят об одном и том же. Существуют довольно распространенные образы, как, например, образ горы, к вершине которой идут разные дорожки, дорожки сравнивают с религиями, а вершину с Богом. Конечно тот, кто попытается разобраться, увидит, что на самом деле отличие религии одной от другой дело совершенно не внешнее. Внешне религии как раз религии во многом похожи: практически к каждой есть храмы, есть священники, разделение на монахов и мирян, посты есть праздники, есть то, что называется молитвой и коленопреклонением… Если же мы посмотрим на то, как различные религии понимают Бога, как человека, как их взаимоотношения… У нас не останется сомнений в том, что они отличаются друг от друга с самым коренным образом. Естественно, что различий много, но можно с уверенностью сказать, что в сегодняшнем чтении мы услышали об одном из самых важных. В нем, конечно, нет прямого сравнения религий друг с другом, тем более нет никаких противопоставлений… Однако, на вопрос как Бог относится к человеку и насколько может приблизиться к его боли дан ответ в своем роде совершенно исключительный. Дело в том, что обратившись к миру религий мы увидим, что большинство тех, что принято называть восточными вообще не признают существования личностного Бога, с которым можно было бы вступить в общении, к которому можно было бы обратиться, стремясь получить утешение… Наконец, которого можно было бы любить и от которого можно было бы ждать любви. Мир возникает и существует как иллюзия. Западные религии, к которым принадлежит и христианство и, которые традиционно называются авраамическими, напротив, говорят о Боге, как о существе личностном, о том, Кто творит мир осознано, ставит для Него определенные цели и ведет человечество к их исполнению.
Но все это управление, все призывы и угрозы могут остаться лишь внешним воздействием. И только Христианство утверждает, что Бог не просто очень близок к человеку, не просто слышит все, о чем тот говорит или думает… Нет. Христианство утверждает, что Бог становится человеком и разделяет с ним реальность земной жизни. Причем не только ее радости, но и ее страдания, не только рождение и взросление, но и саму смерть. Многие знают, что в какой-то предельной глубине, человек существо одинокое, причем особенно перед лицом страданий и смерти. Разделяя с теми, кому Он стал братом, тяготы жизни, Бог, по своему человечеству, проходит одиночество и тяжесть смерти. Перед последним вздохом, в девятом часу от восхода солнца, а по нашему времени в три часа дня, Христос возопил громким голосом: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»? Неизреченным и таинственным образом, став человеком и говоря от лица человеческого, Христос входит в опыт нашей богооставленности. Хотя Он и не бывает оставлен Богом совершенно, однако Божество в Нем умаляется до предела… Предела истощания и любви. И нет никакого подобного Ему иного Бога, который настолько любил бы свое творение, что готов был бы воплотиться, жить и умереть, ради того, чтобы разделить с нами не только нашу смерть, но воскреснув, разделить с нами опыт своего Богосыновства, сделав нас причастниками своего Божественного Естества.