?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи

Почему люди приходят к Богу? Потому что ищут Его или ждут чего-то от Него? Возможна ли бескорыстная религия и является ли таковой вера во Христа? Одного ответа на эти вопросы быть не может, потому что каждый человек в глубине своего сердца решает сам. Людям церковным не раз приходилось встречать пришедших, которые задавали один и тот же вопрос, с той лишь разницей, что менялись частности, в то время как суть оставалась одной и той же. Вопрос этот звучал так: Что мне сделать, чтобы Бог дал мне… и дальше могло быть почти что угодно: здоровье, удача в бизнесе или учебе. Как сделать так, чтобы Он мне помог? Не стоит думать, что эта позиция нова, или, что она характерна только для людей ленивых и грешных. Совсем нет. Дело ведь не столько в том, хороша она или плоха, сколько в том, что она влияет на верность Богу. Человек не получивший ожидаемого — отворачивается от Бога, потому что перестает Ему доверять. Он считает, что сам разберется со своими целями, Бог оказывается для него лишь средством их достижения. Например, богатый юноша, как известно тоже искал Жизни вечной, но заповедь Христова оказалась для него непосильной и он отошел от него в большой печали.
Как ни странно, в сегодняшнем чтении мы слышим отголоски чего-то подобного. За несколько часов до описываемых событий Петр несколько раз настойчиво утверждает, что Он окажется верен Христу в любой ситуации. И он не обманывает… Мы видим как он бросается драться и даже отрезает ухо рабу первосвященника, стараясь защитить своего учителя. Что это как не проявление верности? Ведь надо защищаться! Но кому верен Петр? Очевидно, что Христу. За кого же он Его почитает? Из евангелия от Марка, в котором мы не раз слышим сетования Спасителя о том, что ученики не слышат Его и продолжают надеяться на земное царство, становится очевидным, что надежды Петра, как и других, был вполне конкретными и приземленными. И вот они в Гефсиманском саду… Они защищают учителя… Но что же они видят? Спаситель не собирается защищаться, ни силовым, как бы мы сегодня сказали способом, ни чудесным. Ведь Он мог просто пройти через тех, кто пришел схватить его, как уже было в самом начале в Назарете. Но нет… Христос не борется, но предает себя в руки пришедших. Большинство учеников разбегается именно в этот момент. И хотя Петр издали следует за Христом, в нем поселяется сомнение, он, как и предупреждал Учитель, начинает разувериваться в нем. Итогом этого сомнения становится его отречение. Отречение от того, кто не оказался земным царем, не стал поднимать восстания, не оправдал политических надежд. Конечно, это было настоящей духовной трагедией, но одновременно это было разрушением идола, которого он себе создал, это было разочарование в иллюзорном, но не в настоящем Христе, который пришел, чтобы спасти от греха, проклятия и смерти, а не для того, чтобы дать им земное царство. Сегодняшний рассказ — это история не только про Иуду, Петра и апостолов…. Все мы приходим к Богу со своими целями и все мы надеемся на то, что Он исполнит нашу волю. Когда же этого не происходит, мы начинаем роптать и соблазняться… В нас рушится вера в ложного бога, который придуман нами, для того, чтобы обеспечивать наш комфорт. Это бывает очень больно. Иногда это приводит к отречению как было с Петром, иногда просто к переосмыслению как произошло с другими апостолами. Однако как бы больно нам не было, эта боль полезна, потому что отрезвляет и заставляет посмотреть на Бога иными глазами, не через призму своей воли, но обратившись всем сердцем к воле Его.