?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Блаженный Феофилакт Болгарский

Евангелie: А́зъ éсмь двéрь, мнóю áще ктó вни́детъ, спасéтся, и вни́детъ и изы́детъ (и войдет, и выйдет), и пáжить обря́щетъ (пастбище найдет). Толкование. Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами и вни́детъ и изы́детъ. Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми (см.: Деян. 5: 41). И пáжить обря́щетъ, то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, вънутренiи же и внѣ́шнiи (Рим. 7:22; 2 Кор. 4:16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и дѣянiя тѣлéсная (в)о Христѣ́ умерщвяя (Рим. 8: 13). Такой пáжить обря́щетъ и в будущем веке, по сказанному: Господь пасéтъ мя, и ни чтó же (ничего) мя (не) лишитъ (Пс. 22: 1). Евангелie: Тáть (вор) не прихóдитъ, рáзвѣ да (только для того, чтобы) укрáдетъ, и убiéтъ и погуби́тъ, Áзъ прiидóхъ, да живóтъ и́мутъ (пришел для того, чтобы имели жизнь), и ли́шше (περισσὸν, чрезмерно, с избытком) и́мутъ, А́зъ éсмь пáстырь дóбрыи. Пáстырь дóбрыи, дýшю свою́ полагáетъ за овцá. А наéмникъ и́же нѣ́сть пáстырь, емýже не сýть овцá своя́, ви́дитъ вóлка грядýща (приходящего), и оставля́етъ (ἀφίησιν, пускает) овцá и бѣ́гаетъ. И вóлкъ расхи́титъ (похищает) и́хъ, и распýдитъ (разгонет) овцá. А наéмникъ бѣжи́тъ, я́ко наéмникъ éсть, и неради́тъ (οὐ μέλει, не заботится) о овцáхъ.

Толкование. Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: Тáть (вор) не прихóдитъ, рáзвѣ да (только для того, чтобы) укрáдетъ, и убiéтъ и погуби́тъ, называя ворами их и подобных им. Áзъ, говорит, прiидóхъ, да живóтъ и́мутъ (пришел для того, чтобы имели жизнь). Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное. Потом ведет речь и о страданиях и говорит, что дýшю (жизнь) Мою полагаю за овец, выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее. Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. «Они, — говорит, — не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники». А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: Аще (если) убо Менé ищете, остáвите сих ити, да сбудется слово речéнное, яко никтоже от (из) них погибе (Ин. 18: 8‒9, 12) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. Со оружиемъ бо, сказано, и дрекольми прiидоша яти И (чтобы взять Его; Лк. 22: 52). Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (см.: 1 Пет. 5: 8), и скорпионом (см.: Лк. 10: 19), и змием (см.: Быт. 3: 1; Пс. 90: 13). Говорится, что он расхи́титъ (похищает) овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; распýдитъ (разгоняет) когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: тáть (вор) не прихóдитъ, рáзвѣ да (только для того, чтобы) укрáдетъ, и убiéтъ и погуби́тъ. Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает Божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа. Евангелie: А́зъ éсмь пáстырь дóбрыи, и знáю Моя́, и знáютъ Мя́ Моя́. Я́коже знáетъ Мя́ Отéцъ, и Áзъ знáю Отцá, и дýшю Мою́ полагáю за овцá. И и́ны овцá и́мамъ (есть у Меня и другие овцы), я́же нѣ́суть от дворá сегó. И ты́я Ми́ подобáетъ привести́, и глáсъ Мóй услы́шатъ, и бýдетъ еди́но стáдо, и еди́нъ Пáстырь. Толкование. И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (см.: 1 Кор. 13: 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: знáю Моя́, и знáютъ Мя́ Моя́, как написано: вѣ́сть сущыя Его (2 Тим. 2: 19). Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: Я́коже знáетъ Мя́ Отéцъ, и Áзъ знáю Отцá, то есть — Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет: дýшю (жизнь) Мою́ полагáю за овцá для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. А я́же (которые) нѣ́суть от дворá сегó (не сего двора) ― это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Ми подобáетъ (надлежит) собрать и язычников, и иудеев. Слово подобáетъ (надлежит) здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. Будет еди́но стáдо, и еди́нъ Пáстырь. (В)о Христѣ́ бо Iсусѣ нѣ́сть éллина ни жидовина (Гал. 3: 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать Крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.