?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов.

Если верить медицинской статистике, то абсолютное большинство людей не страдают социопатией, а значит, им далеко не все равно, что о них думают окружающие. Значит, им неприятно состояние конфликта, и уж тем более их не может радовать перспектива быть, по слову Христа Спасителя, «ненавидимыми всеми» за Его имя. Но нельзя не согласиться с трезвым видением ситуации апостолом Марком. Действительно, опыт жизни Церкви показал, что христиане вызывают устойчивое общественное раздражение в том случае, если они открыто и стойко свидетельствуют словом и делом свою веру. Апостол и евангелист Марк, опираясь на слова Христа, считает, что смело идти навстречу такой перспективе может только тот, для кого Дух Божий — не пустое понятие, но живо и остро переживаемая реальность. Но вместе с этим в словах Христа есть и некоторый соблазн. Их можно понять в том ключе, что если я христианин и у меня натянутые отношения с окружающими, значит, меня ненавидят за имя Христово, за мое христианское исповедание. А если так, то мне самим Христом обещано спасение, я молодец, и на тех людей, которые отзываются обо мне не самым лестным образом, можно не обращать внимания. Как понять: ко мне относятся плохо, потому что я христианин или же причина такого отношения во мне самом и с христианством она никак не связана? Как показывает священническая практика, этот вопрос далеко не праздный и зачастую за жалобами на гонения со стороны неверующих родственников или знакомых стоит вовсе не христианство, а, к примеру, элементарное неумение вести себя в обществе или же попытка подчинить себе всех своих близких. Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить Нагорную проповедь. В ней тоже упоминается ненависть нехристианского общества к христианам, упоминаются гонения и всяческие притеснения. Но упоминаются в самом конце, они — своеобразный финал жизни по заповедям. Они — та вершина, которую еще нужно постараться достигнуть. А на нижних ступенях этой лестницы стоят совсем другие состояния. К примеру, состояние кротости и состояние миротворца. То есть сначала кротость, незлобие и творение мира, а уже потом гонения и ненависть. Сначала необходимо достичь того состояния, при котором наше простое физическое присутствие будет утешать бури конфликтов, а уже после этого, если хватит времени и сил, если тому будет способствовать благодать Божия, станет возможной последняя ступень восхождения к блаженству. Невозможно стать христианином и в ту же секунду подвергнуться гонениям за имя Христово в том понимании, которое в них вкладывает Евангелие. В абсолютном большинстве случаев для этого необходимы десятилетия молитвы и аскетических подвигов, которые направлены на стяжания Духа Святого и которые должны привести к видимому извещению, к любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости и воздержанию.