?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Димитрий Барицкий

У древнего историка Иосифа Флавия есть довольно подробные описания города Иерихона. По его словам, его называли «божественной землей», «самой тучной и плодородной в Палестине». Благодаря богатым плантациям фиников и бальзамовых деревьев, город являлся одним из крупных торговых центров Римской империи. Через него проходили пути караванов, бойко шла торговля. А коли так, то очевидно, что здесь вращались не малые деньги. Все денежные операции облагались налоги. Налоги собирали мытари. Как правило, это были евреи, состоявшие на службе у Рима. Мытарей ненавидели. Не только за то, что они работали на захватчиков, но и за то, что свою работу они зачастую исполняли грязно и подло. Поэтому в сознании евреев греховность сборщиков налогов превосходила греховность блудниц. А Закхей был не просто мытарем. Он был их начальником. Представьте, какую лютую ненависть он испытывал на себе. Закхея ненавидели не только сограждане, но и его же коллеги, которых он обирал также как простых людей. И вот, представьте: из всего огромного города Господь обращается именно к нему! Будто вокруг нет других более достойных людей с их нуждами и просьбами. Окружающие поражены настолько, что начинают возмущаться и роптать. Почему же Господь делает такой выбор?

Давайте представим, как ведет себя человек, который знает, что все окружающие ненавидят его, презирают и боятся? Наверняка, у него развивается что-то вроде мании преследования. Он становится подозрительным, везде видит заговор против себя, строит вокруг себя стены, нанимает охрану, пытается не попадаться на глаза. Закхей же делает все наоборот: идет в толпу, а потом еще и привлекает, у всех на виду забравшись на дерево. В лучшем случае все это грозит ему насмешками или камнем в спину… Для подобной безрассудности необходим очень сильный внутренний импульс. Возможно, Закхею так опротивел образ своей жизни, так захотелось что-то в ней изменить, что он и решается на этот совершенно отчаянный поступок: рискуя собственной безопасностью, хотя бы взглянуть на Того, Кто одним словом может исцелить, выгнать бесов и даже воскресить. «Вот бы Он пришел ко мне и дал силы начать все сначала, по-новому», — думает он. Желание Закхея так сильно, он так исполнен готовности действительно что-то поменять, что Христос обращается именно к нему. Он не только входит под его кров, но в ответ на его решимость, дает ему Свое благословение. А то, что слова Закхея не пустышка и не бравирование перед людьми говорит церковное предание. Из него мы знаем, что впоследствии он стал преданным последователем Христа и первым епископом Кесарии Палестинской. А ныне Церковь почитает его в лике святых. Каждый из нас, подобно тем жителям Иерихона, желает, чтобы Господь пришел к нему в дом и принес благословение. Не для этого ли мы ходим в храм, исповедуемся и причащаемся? Не для этого ли мы зовем священника, чтобы он благословил детей, окропил машину, освятил квартиру? Однако, несмотря на это, мы не можем увидеть Бога в своей жизни. Ничего не меняется. Сегодняшний эпизод учит нас: для того, чтобы благословение пришло в дом нашей души, мало этого хотеть. Необходима твердая решимость действительно изменить что-то в своей жизни и готовность действовать в соответствии с этим своим желанием. Лишь в этом случае Господь заметит нас и несмотря на нашу греховность придет к нам и дарует Свою благодать.