?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи

Что значит для нас сегодня быть человеком публичным и авторитетным? Что значит быть лидером? Очевидно, это значит быть широко известным, уважаемым человеком. Быть тем, к чьему мнению прислушиваются, на кого ориентируются, к кому обращаются за помощью в сложных ситуациях. Человек может быть авторитетен в науке, политике или какой-либо другой сфере, он не скрывает своих талантов, но напротив реализует их публично, выступая на радио и телевидении, публикуя книги и статьи… Иными словами — популяризует свои взгляды. Но если в научном, культурном или политическом плане подобные действия можно было бы назвать педагогически верными, так как ученый или популяризатор культуры должны стремиться к тому, что называется просвещением, в нравственном и духовном отношении педагогика меняется. Нравственность и духовность сообщаемая внешним авторитетом может создавать впечатление насаждения и насилия, и даже вызывать отторжение. Как же действовать в этой ситуации? Прежде всего стоит вспомнить, что истинная нравственность уже находится в сердцах людей, как сотворенных по образу Божьему. Это значит, что ее надо не столько насаждать, сколько пробуждать то, что сокрыто. Чтобы человек чувствовал, что его свободу уважают, что его не ведут к Богу в кандалах, но зовут к свободному прохождению этого пути. В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим не только иллюстрацию подобного подхода, но и объяснение того, почему Христос запрещает тем, кто был исцелен, рассказывать о Нем. Причем речь не идет о каких-то единичных случаях. Евангелист Матфей говорит о том, что за Ним идет множество людей и Он исцеляя их запрещает им говорить о Себе. Происходит это потому, что в Нем должно было исполниться пророчество Исаии о Мессии. Но каков же Он, Мессия — Христос? И как Он проповедует? Видя немощь и боль людей, видя их плененных грехом, Он не может не участвовать в их жизни, но как воплощенная любовь Он исцеляет, благословляет, прощает и отпускает грехи. При этом Он говорит, чтобы никто никому не рассказывал о том, что Он делает. Объяснение кроется в тех словах, которые произносит когда-то пророк Исаия, он называет Христа Отроком Божиим, и возлюбленным, на котором почиет Дух Господень, и все, что Он делает, Он делает в Духе, делает по Божьему и как Бог. По словам пророка, Он «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Это значит, что Христос совершает чудеса так, чтобы, с одной стороны, проявить любовь к людям, но с другой не навязывает им себя. Он свидетельствует о Правде Божией своей жизнью, возвещает народам суд, но не прекословит, не кричит и не слышно на улице в голоса. В этом смысле Он совершенно не похож на современных спикеров и ораторов всех мастей, которые желая увлечь толпу кричат и спорят и приводят разные эффектные аргументы. Обращение Христа — это всегда обращение к человеку, не унижающее, не давящее авторитетом, но сохраняющее Его свободу. Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», потому что даже малые человеческие силы поддерживает, чтобы всякий достиг победы. Такого проповедника можно не просто слушать, не просто им увлекаться, на него можно по-настоящему надеяться и идти за Ним.