?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: протоиерей Константин Островский

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Рождеством Христовым ― началом последних времен! Странными могут показаться эти слова. Неужели две тысячи лет и все еще ― последние времена? Да. Дети! Последнее время ― читаем мы в Священном Писании (1 Ин. 2, 18), и это не фантазии какого-то сектанта, разносящего по подъездам свои мнения о скором конце света, а слова великого апостола Иоанна Богослова, ближайшего ученика Христова. Почему времена последние и сколько им еще длиться? Сколько длиться, не знает никто, и не нужно даже допытываться, потому что сказано самим Сыном Божиим: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). И еще: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32). А почему времена последние, хотя длятся уже столько столетий, можно ответить. Потому что уже совершилось главное событие мировой истории ― Бог родился в мир. Тот самый великий и страшный Творец и Судия вселенной воплотился и стал одним из нас. Родился незаметно, в маленьком иудейском городке Вифлееме, даже не в доме, а в пещере, в которой находился хлев. Царь мира по своей воле стал беспомощным младенцем, чтобы принять на себя немощь нашей человеческой природы, исцелить ее и сделать способной к вечному блаженству. Время от грехопадения Адама и Евы до рождения Богочеловека было временем постепенного накопления в мире греха и потому погружения в смерть. А рождение Христа каждому человеку открыло путь в Царство Небесное. Вот что мы празднуем на самом деле, а не только день рождения какого-то, пусть и самого великого и прекрасного, человека. Мир-то как лежал во зле, так и лежит (см. 1 Ин. 5, 19), и в конце концов Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). Но с тех пор как во Христе Божество соединилось с человечеством, каждый из нас лично, воцерковившись, может стать богом по благодати. И путь к этому не так сложен, только требует искренности и доверия к Матери Православной Церкви, в которой через ее святые таинства и исполнение заповедей Божиих человек приобщается к животворящей Божественной Любви. Рождество не только елка. Радостный праздник Рождества! Елки, подарки, открытки, изящные вертепы. Умилительный младенец лежит в красивых яслях. Так и кажется, что Исус для того и родился, чтобы вместе с нами веселиться за праздничным столом. Но если вспомнить Символ веры, то там о Рождестве Христа сказано иначе; сказано, что Сын Божий воплотился от Святого Духа и Девы Марии, а потом ― это говорится без всякого перехода ― был распят. Вот что ожидало этого Младенца, а не елки и подарки. За что же была уплачена такая цена? Эту страшную цену Бог дал за то, чтобы быть с нами. Он вошел в нашу суетную, злую, болезненную, смертную жизнь для того, чтобы дать нам возможность приобщиться к Его бесконечной, блаженной и вечной жизни. Приобщаемся мы к блаженной и вечной жизни в святом крещении, в таинственном причащении Тела и Крови Христовых, в молитве, в противостоянии греху, действующему в наших сердцах. Каждый, кто хочет, кем бы и каким бы он ни был ― умным или глупым, богатым или бедным, сильным или слабым ― может приобщиться к Богочеловеческой жизни во Христе. Каждому дается возможность, и каждый с любовью призывается. Но, как человек эту возможность использует, зависит от него самого. Как мы откликаемся на призыв любящего Небесного Отца ― это дело нашей свободы. Если кто-то, скажем, получил в наследство сто миллионов рублей, он может на эти деньги построить храм, может ― дом для своей семьи, может растопить деньгами печку, а может употребить и на злые дела. Так и время, дарованное нам Богом, мы можем употребить для молитвы, для добрых дел, для труда над очищением своего сердца от греховных страстей; мы можем, потерпев и потрудившись в этой временной жизни, приготовиться к вечной радости в Царстве Небесном. А можем и растратить свое время на погоню за суетными земными приобретениями и наслаждениями. И дело не только в том, что вся эта и сладкая, и горькая суета рано или поздно кончится, а в том, что к ней привыкает душа, сродняется с ней. А Бог и вечность становятся для души чужими. Помраченный суетой человек в грехе начинает видеть свою свободу и право, а святость и благодать начинают казаться ему скучными и стеснительными. Пасха Христова из праздника воскресения мертвых превращается для него лишь в яйца и куличи, а от Рождества Христова, от Боговоплощения, от рождения во плоти Сына Божия в сознании такого человека остаются лишь елки и вертепы. Нет, это неплохо: праздничные елки, открытки и поздравления, доброе веселье и застолье. Неплохо, потому что все это ― традиционные знаки нашей любви. Но пусть будут не только знаки любви, пусть будет и сама любовь. Как сказано в Священном Писании: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10, 27). Это главное во всех церковных праздниках!