?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи

Как должны вести себя христиане? Чего ждет от них Бог? Чего ждут люди? Для кого-то этот вопрос может показаться очень простым, кто-то или будучи христианином, или просто зная определенные нормы поведения христиан, скажет, что надо исполнять заповеди, любить ближнего, поступать по отношению ко всем с любовью. Иными словами, что же тут сложного? Все более-менее очевидно. В тоже время любой родитель или воспитатель знает, что поступить в отношении к человеку правильно и с любовью, не значит поступить так, что самому человеку это понравится. Иногда тренер, который заставляет спортсмена работать больше и больше доставляет ему дискомфорт, но тренер ведет его к личному росту. То же самое можно сказать о наших поступках. Некоторые из них могут показаться строгими, но они оказываются полезными, другие могут показаться добрыми, но ведут лишь к упадку. В сегодняшнем чтении мы сталкиваемся с двумя довольно жесткими поступками Того, о Ком привыкли думать, что Он на жесткие поступки не способен. Нередко Христос представляется нам очень сентиментальным, совершенно не способным на жесткие поступки мудрецом, который проповедует лишь любовь друг к другу. Однако, сегодня один из редких моментов, в которые мы видим гнев Христов. Не злобу, а именно гнев, как способность восставать против неправды.

После входа Господа в Иерусалим мы видим два события, причем одно как бы присутствует в другом, т.к. чтение начинается и завершается рассказом о смоковнице. Итак, мы видим, Христа, идущего с учениками в Вифанию. На пути Спаситель видит смоковницу и, желая есть, подходит к ней в поисках плодов. Не найдя на ней ничего кроме листьев и вершит над нею суд: «отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!», — говорит Он. Зная, что Христос не делал ничего просто так, мы понимаем, что сама эта история носит явный притчевый характер, то есть иллюстрирует нечто значительно более глубокое. Время происходящего очень важно, евангелист уточняет, что смоквы собирать еще было рано. Казалось бы, тогда о чем вообще говорить, если для смокв время было неподходяще? Однако многие местные жители знают, что плоды смоковницы можно есть и до времени собирания, т.к. зреют они достаточно долго… Смоковница не могла дать Спасителю полноценный плод, но незрелые плоды на ней вполне могли быть. Должны были быть, но и их не оказалось. Этот рассказ, как уже говорилось, обрамляет собой иную историю, которая показывает истинный смысл происходящего со смоковницей. Во время своего пребывания в Иерусалиме, Христос входит в храм и изгоняет из него торгующих и меняющих монеты, покупающих и всех, кто ведёт себя в храме неподобающим образом. Однако не стоит думать, что иерусалимский храм был похож на современный христианский, что он был некоторым единым пространством. На самом деле в нем было несколько больших открытых разделенных дворов: двор язычников, двор женщин и другие. Торговля шла во дворе язычников, здесь же менялись римские деньги на специальную храмовую монету… Но здесь же было еще кое-то, здесь было единственное место, в котором язычники могли помолиться истинному Богу. И именно это место вместо молитвы наполнилось спорами, криками и всем тем, что больше характерно для рынка, чем для храма. Неслучайно евангелист Марк сохраняет одну тонкую деталь, Христос говорит, что дом Его, должен быть местом молитвы для всех народов, но люди, которые должны быть за этим следить, сделали его вертепом разбойников. Бог ждал от них плода, но они не принесли даже начатков плодов. Поутру, проходившие мимо смоковницы ученики, увидели, что дерево засохло… Оно должно было плодоносить, но плодов не давало, как и народ, который извратил пути свои и не дал Богу добрых плодов. Но история эта не только про народ, она и про нас с вами. У Бога был замысел не только о народе, но и о каждом из нас. Так же как и народ Божий мы должны принести Богу плод, которого Он от нас ждет? Каждый в свою меру, в меру своих сил и своей немощи… Но при этом важно помнить, что Христос искал на смоковнице не плоды, а завязи, пусть они и были незрелыми, Богу важны не сами плоды, но наши усилия…