?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Роман Вершилло

Богословский модернизм в идеологии Нового времени. Утрата веры массами и элитами полностью определяет суть эпохи Нового времени (с XVI в. по настоящий момент). Несмотря на этот разрыв с истинным Христианством, Новое время остается религиозным в своем основании. Вера в неотмирную Истину Христианства заменяется универсальной посюсторонней религией — верой в земное как в идеальное, в видимое как в невидимое. Выступая под именем Христианства или под именем светских идеологий, эта религия отрицает отделение друг от друга «души» и «тела», «духовного» и «материального», «священного» и «профанного», «религиозного» и «мирского». Весь человек освящен и помазан, чтобы во всей полноте быть храмом Божиим, служением Богу и миру (о. Александр Шмеман). Такая безразлично всеосвящающая религия уже была в истории человечества — во времена язычества. В эпоху Нового времени возвращается именно языческое универсалистское восприятие мира, неизвестное Христианству, различающему святое от несвятого и обращение души к Богу — от обращения души к тварному миру. Так происходит ре-дивинизация, повторное «околдовывание» мира. Теперь всё — и мир, человек с его развлечениями и его технологиями — становится священным, хотя и в мирском светском смысле. По объяснению блж. Августина, в языческих обществах политическая теология существовала в связи с двумя другими частями языческого учения о богах: философской теологией и теологией театра. Вместе политическая, философская и теология театра и составляли язычество как таковое. Богословский модернизм как разновидность религии самоспасения. В Новое время идеология, массовая религия (в частности, богословский модернизм) и массовая культура вместе взятые и составляют одну целостную религию Нового времени, которую следует охарактеризовать как религию самоспасения и противозаконного самоисследования, с основным мифом этой религии об «абсолютной свободе человека». Таким образом, все стороны Нового времени являются политическими в той же мере, в какой и религиозными, а богословский модернизм — лишь одним из видов новой религиозности, наряду с пятидесятничеством, New Age, лжемиссионерством и т. п. Полный возврат от Христианства к язычеству невозможен уже по одному тому, что язычество не знало Христианского понятия о спасении. Идеология Нового времени во всех своих формах делает шаг вперед, а не назад, вперед — к богоборчеству. Новая религия — это путь к абсолютной свободе от добровольного рабства Христу, каковая «свобода» и воспринимается как «спасение».