?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи

Историки древности чаще всего обращали внимание на самые значительные события своего времени, говорили о роли личности в истории. Они писали о полководцах и героях, об императорах и философах… Но задумаемся, что может сделать полководец без солдат? Кем был бы император без подданных? За всем этим величием увидеть простого человека очень трудно, практически невозможно, хотя именно простой человек творит историю, не только участвуя в чем-то грандиозном, но и каждый день совершая самые простые поступки. И хотя большинство из нас люди самые простые, нам стоит вспоминать о важности наших дел всякий раз, когда кажется, что от нас ничего не зависит. Неслучайно, когда преподобный Серафим говорил о том, что необходимо стяжать мирный дух, чтобы вокруг спаслись тысячи, он не имел ввиду, что стяжание мирного духа это прерогатива царя, президента, директора завода или кого угодно другого, кто имеет властные полномочия. Нет, он рассуждал совсем не так. Ты не должен ждать, что спасение и улучшение начнется с кого-то еще, ведь оно должно начаться с тебя. Это не будет выглядеть как «реформа» или «смена курса», потому что подобные выражения чужды жизни обычного человека. Просто в один прекрасный момент, он собирается с силами и вместо грубости отвечает сдержано, вместо мести — прощает. Это кажется чем-то совершенно обыденным, но именно из этого и складывается наша жизнь. И именно об этом говорит Христос в притчах, которые мы услышали сегодня. Сами примеры, которые Он приводит очень простые, и кажется совсем не достойны Царствия Небесного. Пожалуй, если бы мы сочиняли притчи о Царствии Небесном, мы написали бы о чем-нибудь благородном, уж по крайней мере не о закваске … Однако, Христос выбирает именно эти примеры. И это значит, что Его представления благородстве иные, чем у нас. Достойным становится не то, что выглядит достойно, но то, что дает достойные плоды. Итак, Христос говорит о самом маленьком зерне, зерне горчичного дерева. Будучи незначительным, оно вырастает и становится большим деревом, дающим отдых и птицам и человеку. Маленьким зерном легко пренебречь, но человек знает его потенциал, сажает его и оно дает плод. Это значит, что внешнее бывает обманчиво, и для Бога не чего-то незначительного. Но это значит так и то, что для Бога нет незначительных людей, ибо каждый находится на своем месте и может быть велик для Бога. Когда-то в детстве, отец показал мне в алтаре икону преподобных Спиридона и Никодима просфорников печерских и сказал, что эти люди выполняли одно простое послушание тридцать лет, они пекли просфоры. Но они делали это так, что стали святыми. А произошло это не потому что они совершали подвиги, не потому что они совершали чудеса, просто в жизни, в том как они трудились, как общались с другими, была видна печать Божественной благодати. И эта благодать, оказавшись не каким-то теоретическим рассуждением, не просто словом из богословского языка, но открывшаяся как любовь, как кротость, как милосердие стала основой веры многих других. И ведь это можно сказать не только о подвижниках и анахоретах, это может произойти с каждым. С каждым человеком поверившим, что Бог может действовать не только через великих людей, но и через самых простых. Каждый на своем месте может явить его любовь, поступая по любви, его правду, поступая по правде. Для Бога нет значимых и не значимых людей, разница лишь в том, верит человек или нет. И если верит, кто бы он ни был, вместе с Богом он может изменить мир.