?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи

Если мы обратимся к древним церковным текстам, мы почти не найдем упоминания о рождении Христа. Авторы того времени больше обращали внимание на Его жизнь, еще больше на смерть и победу, но о Рождестве почти не говорили. Никакой особенно тайны в этом не было и некоторые предания существовали, но праздновать и как-то отмечать рождение ребенка в культуре того времени было непринято. Это может показаться чем-то очень необычным, ведь в наше время день рождения — один любимых многими праздников. В чем же дело? Ответом на этот вопрос могут быть слова праведного Иова, выражающие восприятие происходящего: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек»!. Слова эти, такие горестные и страшные, говорят о том, что для людей того времени мир был местом страданий и боли, которых было значительно больше, чем радостей. Возможно детство еще в какой-то мере было беззаботно, но взрослея большинство людей сталкивалось с необходимостью тяжкого и неизбывного труда, болезней, старости и самой смерти, которые были неизбежны. Праздновать начало всего этого процесса мало кому приходило в голову. При этом, конечно, ветхозаветные люди, как знающие Писание, понимали, что Божий замысел был вовсе не таков и в будущем Бог посетит свой народ и возвестит свободу всем людям. В этом смысл пророческого ожидания всего Ветхого завета, подготавливающего людей к Завету Новому. Но каким будет это посещение? Грозным? Карающим? Или милостивым и исцеляющим? Люди извратили все заповеди, которые только было возможно, вели войны и поклонялись идолам… И Бог, это было бы так по-человечески понятно, мог бы наказать их и навести порядок на земле. Но Бог не человек, чтобы Ему изменять свои планы. Он сотворил человека для любви и приходит к нему с любовью. К израненному Он приходит как врач, чтобы взять на себя его болезни и немощи, и воскресить его к новой жизни. Может показаться, что сегодняшнее чтение просто описывает событие Рождества. Однако кроме этого, оно не просто сообщает, оно именно благовествует, ибо Ангел говорит: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Как много сказано в этих словах и какие они радостные, ведь радость сообщается не только достойным, не только праведным, но всем людям, потому что Бог пришел спасти всех, кто когда-либо жил и будет жить на этой земле. Он пришел не просто проповедовать, но победить саму смерть. И именно потому, что смерть и зло оказываются побеждены, освящается и само рождение человека. Оно перестает быть рождением в смерть, рождением в мир болезней и скорбей, и становится рождением в мир, в котором вопреки всему торжествует жизнь.