?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Пожалуй мало у кого из верующих людей возникают сомнения в том, что человек должен познакомиться с верой в детстве. Наверное, люди по-разному могут видеть это знакомство, но отрицать его важность практически невозможно. Мы часто можем услышать от верующих об особой детский религиозности. Причем речь идет не только и не столько об уроках Закона Божьего в воскресной школе или детском церковном хоре. В тоже время, мало кто из взрослых воспринимает детей в Церкви всерьёз. Наша цивилизация такова, что очень долгое время дети воспринимались в качестве маленьких взрослых, тех, кто должен вырасти и поскорее войти в серьезную осмысленную жизнь. Мы, конечно, можем умиляться детям, но говорить о серьезном восприятии их духовного опыта это вряд ли… Случается, что люди рассказывают отдельные чудесные истории о том, как ребёнок сказал нечто глубокое, может быть, нечто увидел, чего не увидели взрослые. Но почти никогда этот опыт не становится для нас определяющим в каком-то религиозном вопросе. И это неспроста, совсем неспроста. Дело в том, что многие оттенки религиозных чувств действительно сокрыты от детей, они становится нам понятны, как будто бы созревают, именно во взрослой жизни. Например, мы говорим что христианство религия спасения, но пока мы не почувствовали в себе действия греха и его плена, пока не поняли своей вины и не достоинства, мы не почувствуем жажды прощения… Пока мы не поняли, что сами со злом внутри себя мы справиться не можем мы так и не согласимся с тем, что нам в жизни нужен какой-то Спаситель. Когда же мы, взрослые, проходя через разные трудности и ситуации выбора между верностью и предательством понимаем, что в нашей жизни не всё было так просто и однозначно, и совсем не так как нам хотелось бы… Мы понимаем, что только Бог может нам помочь.

Всего этого дети почувствовать не смогут, так как нравственное чувство развивается постепенно. Для них всё просто: есть Бог, которого они могут представлять себе в самом простом виде, совершенно не абстрактно, не как абсолютное и вечное существо… Это может показаться недостатком их веры, но это одновременно является и достоинством, потому что Бог для них совершенно реален, как реальны мама и папа. И когда они просят у него чего-то, им даже не приходится прилагать усилий, чтобы обращаться к нему, как родному и близкому, к тому, Кто все время рядом. И вот этот их опыт чрезвычайно важен. Безвинное состояние позволяет им думать о Боге просто, предстоять перед ним без мыслей о себе, думать о Нем, а не о себе перед ним. Наши сложные чувства вины и ответственности, которые представляются нам такими важными, часто играют с нами злую шутку, так как мы и Бога начинаем воспринимать через себя. Действительно, грех и вина позволяют нам почувствовать нужду в спасении, но очень сложно бывает воспринять Бога именно как Бога, без оттенка утилитарности, Бога как Отца, а не как Того, кто может быть нам полезен в духовных и телесных нуждах. Не случайно индоевропейское «бхага» от которого происходит и наше русское слово Бог, означало щедрого и богатого дарами. В этом понятии изначально заложено то каков Бог для нас. Но Бог выше этого, Он выше и значимее наших нужд, и ни к нам, ни к нашим нуждам очевидно не сводится. Дети, конечно, так же могут думать о Боге по-разному, ведь очень многое зависит от того, чему мы их научим. И все же, их сознание, не замутненное взрослыми проблемами, позволяет им воспринимать Бога Самого по себе и любить Его просто за то, что Он есть. Как мы, например, любим родителей просто так, и считаем любовь за что-то менее совершенной. В сегодняшнем чтении Христос негодует на тех, кто запрещает приносить к Нему детей и говорит ученикам, что тот, кто не примет царствия Божия как дитя не войдет в него. Как же принимает ребёнок царство Божие? В первую очередь как дар, потому что ничего заслужить никакими трудами он не может. Как в отношениях с родителями, он просто понимает, что нуждается в помощи отца, в заботе матери и полностью доверяет им. Это свое доверие он никак не осознаёт, но просто живёт им, живёт и чувствует, что мать и отец рядом и любят его. Именно так верили Богу ветхозаветные праведники как Енох или Авраам. Они ходили перед Богом и были Его друзьями. Дети нередко кажутся нам такими далекими от религиозной глубины и серьезности, но наша серьезность может закрыть от нас Бога, сконцентрировать нас на самих себе. Конечно, опыт веры не сводится к детской открытости и доверию, но он очень важен, потому что без него мы так и будем стоять на пороге Царства больше беспокоясь о себе, чем о даре, который для приготовил Господь.