?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи

Наверное каждому из нас знакомо явление которые называют максимализм. Обычно говорят, что максимализм это то, что свойственно подросткам, настроенных идеалистично и стремящихся к их исполнению. Максималист видит только черное и белое и никогда не бывает согласен с полуправдами и полумерами. Таким люди всегда выступают за то, чтобы ложь была называлась ложью, а истина истиной, и чтобы между ними не было согласия. Что же обычно говорят взрослые подросткам? На самом деле, слова эти общеизвестны: «Вот ты вырастешь и жизнь тебя научит, ты поймёшь, что всё сложнее, что иногда приходится поступать не так, как считаешь правильным, а так как надо. А, может быть, и само твое представление о правильности чего бы то ни было, окажется неверным и будет исправлено обстоятельствами». Конечно, так живут не все. Конечно, есть люди, кто-то считает, что раньше их было больше, хотя хочется верить и сейчас их немало, которые живут по правде и стараются жить в мире с совестью. Они готовы называть ложь ложью и правду правдой, и ни них стоит мир, своей верностью истине они сохраняют его от разрушения, являясь соработниками Божиими. В сегодняшнем чтение мы слышим как к Христу подходит фарисеи и спрашивает его о возможности для мужчины и женщины расторгнуть брак? Наверное, сфера брачных отношений одна из самых сложных, потому что в ней как мало в какой другой сталкиваются представления человека о том, как должно быть с его желаниями. Вот мужчина вступает в брак, мечтает о счастливой жизни живет какое-то время в семье и вдруг он влюбляется и ему кажется, что в прежних отношениях все неправильно и его посетило настоящее чувство. В то же время, в нём есть совесть, которая говорит ему, что бросать уже существующую семью неправильно… Или женщина, которая мечтала о счастливой любви, со временем поняла, что у супруга очень тяжелый характер, и что надо нести его тяготы, что любовь это не только получать, но и отдавать… но хочется-то совсем другого… Но особенно и тему и другому, как и всем нам, хочется, чтобы Христос говорил вещи удобные и понятные, чтобы благословил все наши слабости и позволил нашим желаниям исполниться… Хотелось этого, конечно, и фарисеям, которые задали вопрос не на пустом месте. В то время было две школы, одна очень либеральная, а другая по строже. Разводиться было можно, и в той, и в другой, но одна считала, что причина должна быть серьезной, в то время как представители другой считали, что причины могут быть почти любыми. И вот спорящие подходят к Нему и спрашивают, как Он относится к разводу. Что же мы слышим? Христос говорит вещи очень неудобные, говорит, что разводиться нельзя вообще. Если попытаться увидеть текст таким какой он есть, не совершая над ним насилия и не лукавя, он, в отличие от того, что мы встречаем у евангелиста Матфея, не оставляет никаких вариантов: Христос прямо говорит, что Бог сотворил людей для брака и то, что Он сочетал, человек разлучать не должен. Более того, когда ученики наедине спрашивают его о том же и пытаются уточнить, возможны ли варианты, Он говорит им, что вариантов нет. И вот у нас, услышавших эти слова, появляется вопрос. Можем ли мы жить так, как в данном случае повелел Христос? Конечно, мы все знаем, что есть люди у которых получается прожить жизнь именно так, и это замечательно, и за них можно только порадоваться… Но ведь есть и другие ситуации, которые нередко просто от нас не зависят. В которых есть виновная и невиновная сторона… В которых мы прямо говорим, что брака нет, он разрушен и соответственно, в качестве снисхождения возможно заключить второй… И мы знаем, что сам характер чина о второбрачных иной, он покаянный, он свидетельствует о том, что идеал все же в другом. Но люди не всегда могут его понести. И все же, почему в таком случае это чтение так важно? Почему оно, такое строгое, звучит в храмах сотни лет? Все дело в том, что это чтение не только про брак. В первую очередь оно про идеалы, про то, что они должны существовать. Ведь если не будет идеалов, если в качестве нормы будет звучать то, что нам удобно, что появляется в нашей жизни в результате наших немощей, мы позволим себе еще больше и опустим планку еще ниже. Да мы не совершенны, мы не воплощаем идеалов в жизнь, жизнь действительно бывает сложнее и нам приходится с этим мириться. Но правда Божия должна быть явлена в мире и должна возвышать наши сердца, вести нас за собой.