?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Современный человек зачастую уверен, что сам выбирает стратегию своей жизни. Более того, подобная самостоятельность провозглашается одной из добродетелей, которой обязательно должен обзавестись взрослый человек. Никого нельзя принуждать, каждый должен решать сам, как ему жить, кем ему быть и каким путем идти к своим целям. Попробуем присмотреться к этой идее! Как она соотносится с христианством? Как соотносится с нашим стремлением жить по воле Божьей? Бог сотворил человека по своему образу и подобию, сотворил его для того, чтобы он, человек, свободно принял от Бога дар благодатной жизни, усвоил Божественные совершенства в той мере, в которой это для него возможно. В свою очередь, это означает, что наш самостоятельный выбор очень важен для Бога, любовь и послушание из под палки Ему не нужны. В этой части идея свободы и самореализации несомненно глубоко христианская, она прирождена человеку. И вот казалось бы у человека все было для того, чтобы реализовать замысел Бога о себе. Он обладал различными силами и возможностями. Он был способен к общению, к потреблению пищи, и даже к супружеской жизни, т.к. получил заповедь плодиться и размножаться. Причем выбор Бога не ограничивал человеческой активности на земле, владеть которой он был призван. Только владение как и взращивание должно было быть правильным. Однако грех, который после Адама и Евы стал господствовать в нашей жизни произвел в человеке раскол, Он стал больше прислушаться к нуждам желудка, чем к Богу. В сегодняшнем чтении Спаситель говорит ученикам об искушениях. Говорит о том, что в настоящее время воспринимается скорее как приглашение к приключению, чем к катастрофе. Естественно, если человек думает, что никакого Бога, Который предусмотрел для него цель, нет, он может жить как хочет… Но если человек все же соглашается с тем, что он не просто разумное животное, не имеющее никакой истинной цели.. Если он понимает, что цель есть и она в достижении правильного духовного состояния… Он понимает, что все уводящее его от нее — уводит его от жизни и приводит его к смерти. Кто-нибудь скажет: какой жизни, кой смерти? Люди живут и развлекаются, ни никто из-за искушений не умирал. Однако христиане знают, что и Адам не умер физической смертью сразу после греха, но умер смертью духовной. Это произошло из-за того, что жизнь нашего тела не зависит только от него самого. Мы знаем, как бывает плохо на душе, при том, что тело может быть здоровым. Поэтому, когда Христос призывает нас избегать искушений, мы должны понимать, что речь идет о вещах гораздо более глубоких, чем простое желание… Слова Его звучат жестко и могут смутить. Если соблазняет глаз — лишись глаза, если рука — лишись руки… Как это понимать? Конечно, речь ни в коем случае не идет о буквальном прочтении. В церкви даже есть канон, прямо запрещающий повреждать собственное тело. Если так, значит речь о другом? О чем же? Всякий знает, что бывают ситуации в которых тот или иной орган находится в таком состоянии, что удаляется по необходимости, иначе может погибнуть все тело. Если же мы понимаем, что Христос говорит о духовном, значит искушение может быть для нас так же опасно как и гангрена. Значит к тому, что может показаться незначительным надо относиться очень серьезно. Неслучайно, Спаситель завершает свою речь напоминанием о том, что всякий ученик будет проверен огнем. И если он не сохранит себя от скверны, что сможет сделать его чистым? Если он не сохранит верности Богу и поддастся искушению — чем его поправить? Однако к этой чистоте Христос добавляет еще одну заповедь, Он говорит: и мир имейте между собою. И это означает, что победа над искушением рождается не в теории, не в душевных порывах, а в кропотливом труде по созиданию мира между людьми.