?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Братие, верою зовóм Авраам, послуша изыти на место, егоже хотяше прияти в наследие, и изыде не ведыи камо грядет. Сие: зовóм Авраам, сказал апостол по причине перемены имени. Ибо, называясь Аврамом, наименован Авраамом. Поверив же Призвавшему, оставил отеческий дом и последовал, не зная, какую землю обещает дать ему; ибо Призвавший сказал ему: Иди в землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1). Верою и сама Сарра неплóды, силу вложеннаго семене прият, и паче времене возраста роди, понеже верна непщева Обетовáвшаго. Сперва рассмеялась Сарра, не уведав естества Обетовавшего и зная пределы человеческой природы, ибо отказывали ей в рождении не только старость, но и заматорелость ложесн. Но впоследствии, дознав, Ктó Обетовавший, и уверовала, и родила, как уверовала. Тем же (потому) и от единаго (одного) родишася вси, да ещé умерщвéнаго телом, якоже звезды небесныя множеством, и якоже песок вскраи моря (на берегу морском) безчислени. От единаго, то есть от Авраама. Но если под одним разуметь будем и обоих, то не погрешим; ибо сказано: будета два в плоть едину (Быт. 2, 24). Потом апостол доказывает, что все они в совокупности верою видели воздаяния за благие труды, в настоящей же жизни не насладились оными. А как скоро сие таким образом показано и Судия вместе с тем признан праведным, то доказана также и будущая жизнь. Ибо очевидно, что прошедшие весь путь добродетели, а в настоящей жизни не приявшие наград за труды, непременно приимут, потому что Судия справедлив. Следовательно, будет некая другая жизнь, в которой провозгласятся имена победивших. Сему же учит апостол в следующих словах: По (в) вере умроша вси, не приемше (не получив) обетования, но издалече видевше я (только издали видели оные), и возлюбивше (поприветствовав), и исповедавше (признав), яко странни (посторонние, странники), и пришельцы суть на земли. Так патриарх Авраам сказал сыном Хеттеевом: пресельник и пришлец аз есмь у вас, дадите ми стяжание гроба между вами, и погребу мертвеца моего от мене (Быт. 23, 4). И тот, кто приял обетование обладать всею землею, не владел местом и в три локтя. О сем и добропобедный Стефан сказал: и не даде ему... ниже стопы ногу (Деян. 7, 5). Так и блаженный Давыд, будучи даже царем и обладателем оной земли, часто взывал: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 13). Ибо таковая глаголющии являются, яко (которые так говорят, показывают, что они) отечествия взыскуют (ищут). Именующие себя странниками, говорит aпостол, дают сим видеть, что ничего настоящего не признают собственностию, но вожделевают иных вещей. О сем и Господь сказал: аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст (Лк. 16, 12)? И аще óна помняху (если бы они помнили бы) от них же изыдоша (то отечество, из которого вышли), имели убо быша время возвратитися. Ибо если бы патриарх почитал отечеством Харран или землю Халдейскую и потому, обитая в Палестине, именовал себя переселенцем, то, если бы хотел, весьма легко мог возвратиться. Ныне же лучшаго желают (теперь же к лучшему стремятся), сиречь (то есть) небеснаго. Тем же (потому) не стыдится ими Бог, Бог(ом) нарицатися им, уготова (приготовил и)бо им град. Не о здании каком сказует сие апостол, но о житии на небесах. Сие говорит он и несколько ниже: Но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12, 22). Кстати же употребил слово: не стыдится. Ибо Господь сил, Владыка Ангелов, Творец неба и земли, на вопрос: что имя Ему? ― оставя все прочее, сказал: Я Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль... сие Мое имя есть вечное, и память родов родом (Исх. 3, 13, 15).