?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Сень бо имыи закон грядущих благ, а не самыи образ вещей, на вся лета теми же жертвами, их же приносят выну, яже никогдаже могут приступающих совершити. Вещами» называет апостол будущую жизнь, а «образом вещей» ― евангельское житие, «сению» же «образа вещей» ― Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть. Ему-то уподобил апостол немощь Ветхого Завета. Ибо говорит: «Принося многие жертвы, и притом ежегодно, не могут совершити живущих по закону». Понеже престали бы убо быша приносимы, за еже ни едину имети еще совесть о гресех, служащим, единою очищéном. Посему-то приемлют они конец, как не имеющие силы соделать совесть чистою. Но в них (т. е. жертвами) воспоминание грехом есть (напоминается о грехах) на коеждо лето (каждогодно). Апостол показал и немощь, и пользу закона, потому что хотя отъять грехов не может, но осуждает их, внушает страх и понуждает прибегать к благодати. Невозможно (и)бо крови юнчей (тельцов) и козлей отпущати грехи. Ибо какого человекоубийцу или отцеубийцу освободила от ответственности кровь бессловесных? Посему-то и блаженный Давыд взывал: Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши (Пс. 50, 18). А Божественный апостол приводит и другое свидетельство. Тем же (посему Христос,) входя в мiр, глаголет, жертву и приношение (Ты) не восхоте(л, но) тело же свершил Ми еси (уготовал Мне), всесожжения и (жертвы) о (за) гресех не взыскал еси (неугодны Тебе). Тогда рех (Я сказал), се прииду, в главизне книжней (как в начале книги) пишется о Мне, яко сотворити (исполнить) волю Твою Боже (Пс. 39, 7‒9). Потом апостол толкует сие свидетельство. Выше глаголя (сказав прежде), яко (что ни) жертву и приношение, и всесожегаемых (ни жертвы) о (за) гресех не восхотел еси, ни благо(из)волил еси яже (которые) по закону приносятся. Тогда рече (потом прибавил:), се прииду сотворити (исполнить) волю Твою Боже Мой. Показав, говорит апостол, что неугодно Богу приношение в жертву безсловесных, указал потом на Себя и на предречения о пришествии Его, ибо сие выразил словами: в главизне книжней (как в начале книги) пишется о Мне. И еще то же говорит иначе. Отъемлет (отменяет) первое, да(бы) второе поста(но)вит. «Первым» назвал апостол жертву безсловесных, а «вторым» ― жертву словесную, принесенную Самим Христом. О ней же (по сей-то) воли освящени есмы, приношением тела Исус Христова единою (единократным). Ясно показал апостол, что воля Божия есть спасение людей. Сие изрек и Господь: Се... есть воля... Отца Моего (Ин. 6, 39), да всяк веруяи в Меня не погибнет, но имать живот вечныи (Ин. 3, 16). И всяк(ий) убо священник стоит на всяк день служа (ежедневно в служении), и тыя же (одни и те же) множицею (многократно) принося жертвы, яже (которые) никогдаже могут отъяти (истребить) грехи. Ибо священникам повелено было приносить одни и те же непрерывные жертвы, однако же никогда не совершалось ими разрешение грехов. Он же единою о (за) гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога, прочее (затем) ожидая, дондеже (доколе) положатся врази Его подножие ногама Его! Единем бо (ибо Он одним) приношением свершил есть выну (сделал совершенными навсегда) освящаемых. Там и множество жрецов, и множество жертв, а пользы никакой. А здесь Один и Тот же, и жрец и жертва, совершил разрешение грехов и не имеет нужды в другом служении, но соприсущ с рождшим Его Отцом, ожидая конца настоящей жизни. Ибо тогда, как Богу и Владыке, поклонятся Ему все неприязненные. А враги Его: первый диавол, и полчище демонов; потом из иудеев и язычников не приявшие луча веры; после них и скопище еретиков, осмелившееся изрекать на Него хулы. Потом апостол, намереваясь положить конец сему сличению, снова припоминает пророчество Иеремии и не сказывает имени Пророка, а дает разуметь вещавшего чрез Него Духа и говорит: (О сем) свидетельствует же нам и Дух Святыи, по реченному прежде, сей завет его же (который) завещаю к ним, пó днех онех (после тех дней), глаголет Господь, дая (вложу) законы Моя на сердца их, и в помышлениих (мыслях) их напишу их, таже глаголет Господь, грехи их и беззакония их не имам помянути ктому (не воспомяну более; ср. Иер. 31, 33–34). Потом чудно присовокупляет: А идеже отпущение сих (где прощение грехов), ктому несть (там не нужно) приношения о гресех (за них). Ибо оно излишне, когда даровано отпущение. Бог же обещал отпущение, ибо говорит: грехи их и беззакония их не имам помянути ктому. А сие совершено Новым Заветом, потому что и во Всесвятом Крещении приемлем отпущение грехов. Но в будущей жизни, когда даровано нам будет бессмертие, будем жить без всякого греха, так как грех не может тревожить соделавшихся бессмертными. О, если бы и нам улучить сию жизнь! Улучим же, в настоящей жизни усердно возлюбив труды добродетели и ради ее прияв на себя подвиги. Будет же содействовать нам и Сам Владыка ― Податель будущих благ. Ему и с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и вóвеки веком! Аминь.