?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий

И запрети́ и́мъ, да никомýже глагóлютъ о Нéмъ. И начáтъ учи́ти и́хъ, я́ко подобáетъ Сы́ну Человѣ́ческому мнóго пострадáти, и искушéну бы́ти от­ стáрецъ, и архiерéй, и кни́жникъ, и убiéну бы́ти, и трéтiи дéнь воскрéснути. И не обинýяся слóво глагóлаше. И прiéмь Егó Пéтръ, начáтъ прѣти́ти Емý. О́нъ же обрáщься, и возрѣ́въ на ученикы Своя́, запрети́ Петрóви глагóля, иди́ за Мнóю сатанá, я́ко не мы́слиши я́же сýть Бóжiя, но я́же человѣ́ческа. И при­­звáвъ нарóды со ученикы Сво­и́ми, речé и́мъ, и́же хóщетъ по Мнѣ́ ити́, да от­вéржет­ся себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по Мнѣ́ грядéтъ. В только что услышанном эпизоде спаситель впервые прямо заявляет Своим ученикам об истинной цели Своей миссии. Оказывается, Он идет в Иерусалим не для того, чтобы занять престол царя Давида и вернуть еврейскому царству былую славу, как думали апостолы. Истинная цель — страдания и смерть на кресте. Только так Он сможет исполнить волю Бога-Отца. Ученики в шоке. Мало того, что их мир их привычных представлений рушится, им предстоит пережить боль утраты. Поэтому, узнав о той участи, которая ожидает Спасителя, Петр начинает Ему прекословить. «Господи, зачем Тебе страдания и крест?» Безусловно, апостолом руководит жалость и сострадание. Его сердце разрывается от боли при мысли о том, что его любимого Учителя замучают самой жуткой из всех возможных пыток. Что же мы видим в ответ? В очень резкой форме Христом одергивает его: «отойди от Меня сатана». Что же произошло? За что ближайший ученик, который заботится единственно о благе Иисуса, получает от Него такой строгий выговор. Дело в том, что некогда в пустыне точно так же Спасителя искушал сатана. Он предлагал Ему добиться исполнить возложенную на Него Богом миссию без креста. Зачем страдать, если можно спасти людей, накормив их, обеспечив им безопасность и комфорт земного существования? Согласно преданию, точно так сатана искушал Его и в Гефсиманском саду перед самой Голгофой. Нашептывал Ему отказаться от страданий. И вот теперь Петр, ближайший ученик предлагает ему встать на этот же путь. Это путь в никуда, ведь без креста цель миссии не была бы достигнута.
Но это еще не все. Если мы обратимся к тому эпизоду, который предшествует этому отрывку, то можем увидеть нечто более поразительное. В нем на вопрос Иисуса «за кого вы меня почитаете» именно апостол Петр от лица всех учеников с пылкостью отвечает: «Ты Христос, Мессия». Господь подтверждает это и обращается к Петру со словами: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Иначе говоря, Христос свидетельствует, что в тот момент через Петра говорил Сам Дух Божий. Точно так Он говорит через пророков, которые получают от Него способность особо тонкого восприятия духовной реальности. И вот теперь тот же самый Петр, не понимая смысла мессианства Спасителя, предлагает ему то, что совершенно противоречит воле Божией. Какой резкий контраст! Только что через него говорил Бог, а уже в следующий момент он излагает мысли противоположной стороны. Какой важный урок содержится в этой Евангельской истории! Всякий человек подчас останавливается в недоумении: Чего ожидает от меня Бог? Как я должен поступать в своей жизни, чтобы прожить ее правильно? Как я должен поступить в этой конкретной ситуации? Где искать ответы на эти вопросы? Прислушиваться к тем, кто нас любит и заботится о нас? Безусловно, иногда необходимо. Но всегда ли эти благие намерения и советы направляют нас в нужную сторону? Искать внешний житейский и духовный авторитет? И это порой необходимо. Однако не следует забывать, что тот, через кого вчера была открыта воля Божия, сегодня может промолчать или по-человечески ошибиться. Поэтому Христос и предлагает универсальный рецепт и критерий: «Кто хочет быть Моим учеником и двигаться в нужном направлении, — говорит Он, — не должен искать легко пути. В любой ситуации единственно правильное решение — забыть о себе, своем комфорте и покое ради исполнения Евангелия. Только через этот крест, в конце концов, человеку будут даны все ответы, и все станет предельно ясно. Ведь лишь только после Голгофы возможно воскресение и пасхальная радость».