?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов

Глагóлаше же: комý подóбно éсть Цáр­ст­вiе Бóжiе? и комý уподóблю é? Подóбно éсть зернý горýшну, éже прiéмъ человѣ́къ, ввéрже въ виногрáдъ свóй, и воз­растé, и бы́сть дрéво вéлiе, и пти́цы небéсныя всели́шася въ вѣ́твiе егó. И пáкы речé, комý уподóблю Цáр­ст­вiе Бóжiе? подóбно éсть квáсу, éже прiéмши женá, съкры́ въ муцѣ́ сáта три, дóндеже вски́се всé. И прохождá­ше сквόз­ѣ грáды и вéси, учá, и шé­ст­вiе творя́ во Iеросали́мъ. Речé же нѣ́кiи Емý, Гóсподи, áще мáло éсть спасáющихся? О́нъ же речé къ ни́мъ, подвизáйтеся (ἀγωνίζεσθε) вни́ти сквоз­ѣ́ тѣ́сная вратá; я́ко мнóзи глагóлю вáмъ взы́щутъ вни́ти, и не воз­мóгутъ. Отнéли же въстáнетъ дóму влады́ка, и затвори́тъ двéри, и нáчнете внѣ́ стоя́ти и ударя́ти въ двéри глагóлюще, Гóсподи, Гóсподи от­вéрзи нáмъ. И от­вѣщáвъ речéтъ вáмъ, не вѣ́дѣ вáсъ от­кýду естé. Тогдá нáчнете глагóлати, ядóхомъ предъ тобóю и пи́хомъ, и на распýтiихъ нáшихъ учи́лъ еси́. И речéтъ, глагóлю вáмъ, не вѣ́мъ вáсъ, от­кýду естé, от­ступи́те от­ Менé вси́ дѣ́лателiе непрáвдѣ. Тý бýдетъ плáчъ и скрéжетъ зубóмъ. Егдá ýзрите Авраáма, и Iсаáка, и Iáкова, и вся́ прорóкы въ Цáр­ст­вiи Бóжiи, вáсъ же изгони́мыхъ вóнъ. И прiи́дутъ от­ востóкъ и зáпадъ, и сѣ́вера и ю́га, и воз­ля́гутъ въ Цáр­ст­вiи Бóжiи. И сé сýть послѣ́днiи, и́же бýдутъ пéрви, и сýть пéрвiи, и́же бýдутъ послѣ́дни. Среди прихожан нашего храма есть один мужчина, в беседах с которым мы постоянно приходим к одной и той же теме. К рассуждению о двух путях, тех, о которых говорит сегодняшнее евангельское чтение. О пути широких и о пути узких врат. Этот, столь любимый Господом Исусом Христом образ, не оставил без внимания, пожалуй, ни один толкователь и ни один проповедник. С этим образом всё и всем понятно: есть жизнь по собственной воле, это широкие врата, а есть жизнь по заповедям, это узкие врата. С тем нашим прихожанином мы упираемся в одни и те же мысли: ему кажется, что есть какой-то видимый критерий, что есть такой образ жизни, который гарантирует прохождение узкими вратами. К примеру, монашество или священство. А мне приходится доказывать, что никаких гарантий не существует. Что выбор того или иного пути — это не какое-то разовое действие, это ежесекундный выбор. И неважно, кто ты и что ты, в каких одеждах ты ходишь, где работаешь и где живёшь. Этот выбор необходимо будет делать всегда, до самой последней секунды. Само то греческое слово, которое переведено русским словом «подвизайтесь» в Христовой фразе «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», означает ни что иное, как участие в спортивном состязании, борьбу и стремление сделать что-либо с большим рвением, прилагая все усилия. В этом слове есть динамика и нет никакого намёка на возможность статичного покоя. Именно поэтому апостол Павел писал, чтобы каждый оставался в том звании, в котором был призван (ср. 1 Кор. 7:20). Потому что изменение социального статуса, смена места работы, женитьба или принятие монашества не способны помочь начать принимать верные, с точки зрения жизни вечной, решения. Такие решение целиком зависят от того, что святитель Феофан Затворник называл решимостью. Решимостью следовать словам Христа. А эта решимость возможна лишь тогда, когда есть у человека постоянная молитва, которая «обнаруживается устремлением… ума и сердца к Богу».