?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов.

Бѣ́ же вó дни въ цéркви учá, нóщiю же исходя́ водворя́шеся въ горѣ́ нарицáемѣй Елеóнъ. И вси́ лю́дiе изъ ýтра при­­хождáху къ Немý въ цéрковь, послýшати Егó. Приближáшежеся прáздникъ опрѣснóкъ, глагóлемый пáсха. И искáху архiерéе и кни́жницы, кáко быша уби́ли Егó, боя́хубося людiй. Вни́де же сатанá во Iýду нарицáемаго Искарióтъ, сýщу от­ числá обою­нá­де­ся­те. И шéдъ глагóла архiерéомъ и во­евóдамъ, кáко Егó предáстъ и́мъ. И воз­рáдовашася, и совѣщáша емý срéбреникы дáти, и исповѣ́да {обѣщáся}, и искá­ше подóбна врéмени, да предáстъ Егó и́мъ безъ нарóда. Прiи́де же дéнь опрѣснóкъ, въ óнъ же подобно бѣ́ время жрéти пáсху. И послá Петрá и Иоáн­на, рéкъ, шéдше уготóвайте нáмъ пáсху, да я́мы. Вопрос о виновности Иуды — вечный вопрос. Он возникает вновь и вновь. Это, конечно же, неудивительно. Во-первых, для его появления есть основания в самом тексте Священного Писания, а во-вторых, невозможно не чувствовать, что не так-то и сложно каждому из нас было бы оказаться на месте бывшего апостола. В сегодняшнем евангельском отрывке апостол Лука ничего не говорит про личный грех Иуды. Он говорит просто: «Вошёл же сатана в Иуду». Вроде бы, сам Иуда тут ни при чем. Он всего лишь объект действия злой силы. Несмотря на краткость изложения этой истории апостолом Лукой и на отсутствие в этом фрагменте какого-либо упоминания о воле самого Иуды, древние толкователи едины во мнении: не может никакой дух обладать человеком против воли человека. Сам Бог, по мысли апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вынужден стоять и стучать (ср. Откр. 3:20), ждать ответного отклика для того, чтобы войти к человеку. Тем более, для того, чтобы злой дух вошёл в человека, должны быть серьёзные предпосылки в действиях самого человека. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит так: «От нас самих зависит: если мы хотим, то [злой дух] бывает велик, и если хотим, бывает мал. Если мы внимательны к себе, и находимся вместе с Царём нашим, то он умаляется, и в борьбе с нами бывает не сильнее малого дитяти; а когда мы отдаляемся от Царя своего, тогда дьявол весьма надмевается, рыкает и скрежещет зубами, заметив, что мы лишились великой помощи». В случае с Иудой всё давно известно, Евангелие повторяет эту мысль неоднократно: апостолу Луке дало возможность написать так, как он написал, иудино сребролюбие. Оно стало причиной невозможности оказать сопротивление злому духу. Благодаря ему Иуда превратился в объект действия злой силы. Именно поэтому Христос Спаситель и, вслед за Ним, учителя Церкви призывает всеми силами избегать любого греха, любой страсти, ведь в перспективе они лишают человека свободы, уничтожают Божий замысел о человеке, они открывают возможность к тому, что мы перестаём сами за себя принимать решения и становимся теми, в кого кто-то вселяется и через кого начинает действовать враждебная человеку сила. Действие этой силы, которая через открытые грехами двери входят в человека, всегда приводит к одному и тому же финалу, приблизительно к такому же, к какому пришёл в конечном итоге Иуда.