?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книга составлена по трудам архиепископа Аверкия (Таушева). Владыка Аверкий знаком многим читателям по его толкованию на «Четвероевангелие». Обширная эрудиция и ораторский дар владыки, его подвижническая жизнь давали его словам необыкновенная силу. Кроме всего прочего, он имел редкую способность ясно видеть суть происходящих событий и оценивать их с точки зрения православного вероучения. И при этом он, как истинный пастырь овец Христовых не боялся говорить истину и обличать ложь, чтобы уберечь своих пасомых от увлечения пагубным духом времени. В книге «Преддверие антихриста» затронуто несколько вопросов, которые представляются издателям очень важными. Первое это то, что в книге показаны те признаки кончины мира, которые уже имеют место быть в наше время. Второе ― состояние христианства и христиан последнего времени. Оно главным образом выражается в охлаждении веры, в отсутствии понимания сути Православия, его различные искажения и подделки. Затем в свете святоотеческого учения говориться об антихристе и его предтечах. О его коварстве и зверином нраве, прикрытыми благонамеренностью. Что немаловажно владыка Аверкий обращает внимание читателя на то, что мы всегда должны жить в ожидании Дня Господня, т.е. Второго Славного Пришествия Христова и Страшного Суда. И с этого последнего и хотелось бы начать знакомство читателей с этой книгой. По учению Церкви готовность к Страшному Суду определит нашу вечную участь. И нам очень важно это понять и принять надлежащие меры, а не убаюкивать себя ложными мыслями, что это случится не с нами, это будет ни скоро… Вот что мы читаем у владыки Аверкия на этот счет: «Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступит еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно». Поэтому полезно спросить самих себя: а готовы и мы ко встрече с Господом, можем ли мы сказать, что в нашей душе полный порядок и мы в любой момент жизни готовы с отчету перед Богом, готовы к смерти? А если не так, то надо готовиться, поскольку время луково, и быстро пройдет, оно только льстит нам, что время еще есть, еще все успеешь… А вот святые отцы или же подвижники благочестия, например, святитель Аверкий и старец Иоанн (Крестьянкин) учат нас, что бы мы не тратили время зря, чтобы готовили себя к отчету перед Богом. Не обманывали себя и других, что ни скоро придет час кончины, час Страшного Суда Божия. Придет и не умедлит, говорит апостол Павел. И как бы этот час не застал нас неготовыми…, как бы не настиг он нас как «тать в нощи»: неожиданно, и тогда можем услышать от Господа, отыдите от меня не знаю вас. Надо нам об этом крепко подумать и посмотреть на себя и на свою жизнь не с точки зрения мирской, а с точки зрения Евангельской, точки зрения святоотеческого учения Церкви. А что говорили святые отцы, они говорили, что надо всегда помнить час кончины и час Страшного Суда Божия, и готовится к ним и сами они так жили и это было для них постоянным источником для покаяния. По этой причине отложим всякое нерадение и леность и станем с усердием трудиться над собой, над исправлением себя, чтобы нам можно было услышать вместе с верными рабами Божиими: добрый рабе, благий и верный, вниди в радость Господа твоего. «Невозможное для человеков дело, — говорит великий наставник христианского подвижничества прп. Иоанн Лествичник, — чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни». Поэтому-то все подлинные подвижники христианского благочестия разделяли убеждение, что «как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. «Главной задачей истинных христиан, ― пишет Владыка Аверкий, ― в течение их земной жизни является подготовка себя к сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Красной нитью проходит эта мысль через все творения древних и новых отцов, поучения и наставления духоносных подвижников и наставников веры и благочестия». По мысли святых отцов, христианин должен не ублажать себя, а, наоборот, трезвенно внушать себе мысль об опасности своего положения. «Над тобою — меч правды, под тобою ад, готовый пожрать тебя, впереди — смерть, сзади — множество грехов, по правую и левую стороны — толпы злобных врагов: ТЕБЕ ЛИ БЫТЬ В БЕСПЕЧНОСТИ?» — вот какие образы предагает нам запечатлевать в своем сознании великий русский подвижник и наставник благочестия святитель Тихон Задонский. И еще нам надо задать себе один очень важный вопрос: смогу ли я устоять в серьезных искушениях? Ведь мы знаем, что перед Вторым Пришествием Христовым должен прейти человек греха ― антихрист. И период его правления будет временем великих искушений для христиан. Поэтому невольно встает вопрос: а устоим ли мы, не предадим ли Христа и веру за кусок хлеба и звон монет? Не сойдем ли со спасительного креста и не устремимся ли вместе со всем миром в пропасть погибели. Пропасть эта ― грех и различные соблазны, которые умножаются с каждым днем все больше и больше. И, пожалуй, не было еще времени, когда бы грех так нагло и открыто проповедовался повсюду. «В переживаемое нами подлинно апокалиптическое время, ― пишет владыка Аверкий, ― святой долг пастыря — как можно ярче и живее показывать людям, насколько современная жизнь не соответствует тому, чему учит нас слово Божие, и призывать всех к покаянию и исправлению жизни. Слово Божие должно быть как бы зеркалом для всех нас, дабы мы могли чаще проверять самих себя по нему, все ли у нас в порядке и не нуждаемся ли мы в тщательном пересмотре и изменении к лучшему всей нашей жизни, всего нашего настроения и поведения». И учитывая все это нам надо предпринять все меры, если мы конечно того желаем, чтобы искоренить в себе живущие в нас пороки. Святые отцы учат, что нужно воспитывать свою душу таким образом, чтоб она была стойкой по отношению к греховным соблазнам, чтоб ее мерилом всегда было Святое Евангелие, а не мнение мира сего. А такого состояния возможно достичь только через покаяние и исправление своей жизни согласно евангельским заповедям. И вот, когда ум и сердце человека посредством покаяния исправятся, тогда он сможет видеть и оценивать все происходящее вокруг уже не как случайные события, но как действие Промысла Божия, все устраивающего ко благу, даже, казалось бы, самое страшное и неприятное: как воцарение антихриста, связанные с этим скорби, а затем Страшное Второе Пришествие Христово. И только потому так страшимся всего этого, что осознаем где-то подсознательно свою неготовность к этим имеющим случится событиям. «Второе Пришествие Христово есть высшее завершение и венец всех наших лучших христианских чаяний и упований», ― пишет владыка Аверкий. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24, 44). Но так ли настроены мы с вами, современные христиане? «Увы! Очень многие об этом — самом главном для нас — и думать не хотят», - сетует владыка. «О чем другом это свидетельствует как не о крайнем оскудении веры, что одно уже должно напоминать о близости Второго Пришествия, ибо Христос Спаситель Сам сказал: Сын Человеческий, пришед, едва ли обрящет веру на земли (Лк. 18, 8)?» Вот как характеризовал архиепископ Аверкий современных ему христиан, а это около полувека назад. И что мы видим сегодня? Не относятся ли эти слова и к нам? Каждый пусть оценит это сам, посмотрев в первую очередь на себя, на свое состояние в свете евангельской истины. И быть может кому-то в этом непростом деле помогут труды архиепископа Аверкия Таушева, собранные в этой книге. Итак, говорят издатели, всмотримся в себя, в свою жизнь, и подумаем над тем, как мы живем… есть ли у нас время на праздность и нерадение? И если мы хотим наследовать жизнь вечную, если не ходим стать игрушкой в руках врага рода человеческого и его служителей, то нам нужно осознанно трудиться над собой, чтобы не стать иудами в час испытаний. А он непременно будет в жизни каждого, он может быть уже не один раз был в нашей жизни, когда мы вставали перед выбором как поступить: по заповеди или по законам мира и по своим страстным желаниям. И как часто наша воля склоняется не на правый путь, а уклоняется от него… поэтому нам есть над чем задуматься, есть над чем трудиться. И в этом отношении добрую службу нам может сослужить книга архиепископа Аверкия «Преддверие антихариста», в которой он, как добрый и ревностный пастырь, раскрывает различные хитросплетения врага рода человеческого. И указывает как их разузнать и как избежать. Это как на войне, если мы знаем каков наш враг, то нам легче с ним вести борьбу и избежать его западни, а если мы самонадеянны и уверены в легкой победе, не зная сил врага, то он легко может заманить нас в свои сети.