?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов

Вó врѣмя óно стá Iсусъ на мѣ́стѣ рáвнѣ, и нарóдъ учени́къ Егó, и мнóже­с­т­во мнóго людéй, от­ всея́ Iюдéя и Iеросали́ма, и помóрiя Ти́рска и Сидóнска, и́же прiидóша послýшати Егó и исцѣли́тися от­ недýгъ сво­и́хъ, и стрáждущiи от­ дýхъ нечи́стыхъ, и исцѣля́хуся. И вéсь нарóдъ искá­ше при­­касáтися Емý, я́ко си́ла от­ Нгó исхождá­ше, и исцѣля́ше вся́. И Тóй воз­вéдъ óчи Сво­и́ на ученики́ Своя́, глагóлаше, блажéни ни́щiи дýхомъ, я́ко вá­ше éсть Цáр­ст­вiе Бóжiе. Блажéни áлчущiи ны́нѣ, я́ко насы́титеся. Блажéни плáчущiи ны́нѣ, я́ко воз­смѣéтеся. Блажéни бýдете, егдá воз­ненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вá­ше я́ко злó, Сы́на Человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте, сé бо мздá вáша мнóга нá­ небеси. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ. Христос Спаситель во всех евангельских редакциях Нагорной проповеди начинает Своё поучение с нищеты духовной. С того слова, которое обозначает аутсайдеров, людей, которые нам неприятны и встреч с которыми мы, как правило, стараемся избегать. Но тем не менее нищих видели все. И все читали, что сегодня нищие уже не те.
Читали, что зачастую за человеком с протянутой рукой стоят другие люди, которые его используют, на которых он работает. Или же про то, что для тех, кто стоит и просит это не более чем вид заработка, что на самом деле эти люди ни в чем особо не нуждаются. А ещё про то, что чаще всего это те, кто опустился, не хочет работать и собирает себе не на еду, а на выпивку. В общем, никакого доверия к нищим у нас нет, как правило, мы видим в них обыкновенных жуликов. Но Господь Исус Христос нигде и не говорит о необходимости доверия к ним. А сегодня мы и вовсе слышали слова о духовной нищете как залоге блаженства. Если отбросить все то, что мы знаем о современных нам нищих, то что можно сказать о человеке с протянутой рукой? Пожалуй, лишь то, что такому человеку не придёт в голову гордиться своим положением и своим способом заработка. И неважно, что послужило причиной такого асоциального поведения, личный выбор или же трагические обстоятельства. Они просят, а не требуют. Они ничего не могут дать взамен. У них ни на что нет законного права и зачастую у них нет сил, зачастую, эти люди тяжело больны. Они готовы терпеть унижение и брезгливое отношение к себе. Готовы терпеть холод, жару и прочие неблагоприятные погодные условия. Если перенести всё это на область духа и на отношение человека к Богу, то становится ясно, о чём говорит Христос. Нищета духовная это состояние в котором человек стоит перед Богом так, как стоит перед потоком людей нищий в переходе метро. Такой человек стоит, не смеет поднять глаза и всё, что он может, это твердить молитву о помиловании. Точно так же, как нищий твердит просьбу о помощи. Иными словами, ощущение своей духовной нищеты есть прямое побуждение к истинной молитве. Без всех возможных оговорок, которые содержат намёк на взаимоотношения в духе «Ты — мне, я — Тебе». И как нищему не придёт в голову выкладывать свои селфи в социальных сетях и ходить на встречи одноклассников с тем, чтобы с гордостью поведать всем о том, какую прекрасную карьеру он сделал, так и тот, кто обрёл нищету духовную не станет кому-либо говорить о своей молитве. Как нищему никогда не будет достаточно собранных средств, так и нищий духом никогда не сможет дойти до момента, в который он скажет, что более не нуждается в молитве и богообщении. И даже когда он почувствует приближение Господа, его молитва не прекратится, она станет ещё горячее. Все это — лишь начало восхождения по тем ступеням, которые способны возвести человека к райскому блаженству.