?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В одной из своих проповедей митрополит Серафим (Чичагов) отмечал: «Не тот должен считаться сильным в мире, кто властвует им, но тот, который доказывает свою силу и власть тем, что отрекается от мира и его дел. Не те обнаруживают мужество и твердость духа, которые подчиняют себе великих и властных, повелевая ими, но охотно подчиняющиеся другим из послушания ради Христа». Твердостью духа отличался и сам владыка Серафим, до конца своих дней мужественно противостоя новым гонителям Церкви. Человек незаурядных дарований, он оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви. А став священнослужителем, с усердием и смирением нес всякое послушание, которое выпадало на его долю. И сегодня, в день памяти святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную по его трудам. Книга вышла в свет в издательстве Летопись в серии «От сердца к сердцу». Она называется «Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)». В книге «Твердость духа» в алфавитном порядке представлены избранные фрагменты трудов сщмч. Серафима (Чичагова), посвященные различным вопросам христианской жизни. Святитель говорит о Боге и Его дарах, о вечном и временном, о вере в жизни христианина, о ее исповедании или заблуждениях, которые не редко возникают, когда человек не изучает основы православного вероучения. Митрополит Серафим говорит о духовной жизни, которой сопутствует постоянная борьба со своими страстями, и о духовной победе в этой борьбе, которую человек получает, по словам Владыки, «через терпение скорбей и испытаний, но с одним условием, чтобы всё это нести с благодарением, а не с ропотом». Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского, владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужения. О том, зачем это нужно, он в частности говорил следующее: «Нужна ли Господу наша служба? Она нужна настолько, насколько она доказывает нашу любовь к Нему… Молясь, мы служим Богу, но эта молитва прежде всего необходима нам самим, так, как только с помощью искренней молитвы человечество получает все необходимое. Удерживаясь от празднословия и осуждения, мы служим Богу, ибо исполняем заповедь Его, но главным образом спасаем себя от осуждения в день Страшного Суда. Обучаясь Священному Писанию и всякой науке, мы служим Богу, так как познаем Закон Божий, заповеди Самого Создателя, учимся по творениям познавать Творца, но одновременно сами совершенствуемся». О вот о храмах рукотворных и не рукотворных святитель Серафим говорил так: «Господь живет не в рукотворных храмах, и если он благоволил устроить место селения славы Своей посреди нас, то, конечно, не для Себя, а для нас. Чтобы мы знали, где находить Его, беспредельного и неописанного, где призывать Его, невидимого и неисследимого, куда стремиться к Нему для принятия от Него света и истины, духа и жизни, благодати и милости. Если Он благоволил полагать сокро­вище благодати во святом храме Своем, то, без сомнения, для того, чтобы наши души и сердца освящались в жилище Божие. Этот внешний вещественный храм есть только средство к созданию, украшению и освящению в нас духовного храма». Владыка Серафим имел доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды людей. У него было много духовных детей. Сознавая высоту архипастырского служения, он отмечал: «Большинство светских людей видят в архиерейском сане удовлетворение человеческого тщеславия. Какое не­ведение подвига епископского служения.., которое святыми отцами имену­ется добровольным мученичеством! Не епископам ли прежде всех сказал Иисус Христос в лице Своих апостолов: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 16, 19). Слово Божие громко вещает, что епископам вверены люди Господни они имеют пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), что они несут тяже­лую ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякою властию. Но, как заключал архипастырь, «современный дух, враждебный Церкви и государству, религии и нрав­ственности, настолько силен, что епи­скопы обречены на неустанную, многостороннюю борьбу, глубокую душевную скорбь, вовлечены в невежествен­ные состязания, от которых св. апостол повелевает уклоняться, зная, что они рождают ссоры (2 Тим. 2,23), обременены бесчисленными судебными и всякого рода делами, жалобами, просьбами и требованиями, в большинстве своем неразрешимыми, ведущими лишь к довольству просителей, поврежденных в вере и послушании Церкви, к недоразумениям с интеллигентными слоями общества и к бесконечному мучени­честву». Владыка Серафим отличался разносторонни­ми талантами и все свои таланты пре­творял в жизнь во славу Божию. Он очень любил церковное пение, сочи­нял церковную музыку, играл на фис­гармонии. Владыка хорошо рисовал, занимался иконописью. В московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке, можно видеть замечательный образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, напи­санные им. В годы Первой мировой войны Владыка Серафим горячо молился о победе Русской армии, стремился всеми силами поддерживать дух народа, произносил пламенные проповеди, участвовал в различных мероприятиях оказанию помощи раненым воинам и беженцам. В одной из проповедей святитель обращался к защитникам Родины с такими словами: «Дорогие братья — воины! Вы стоите теперь на рубеже минувшего и настоя­щего. Только смотря на вас, веселится душа русская! Святая Церковь торжествует и благословляет вас как близких сердцу воинов Христовых. Но время лукаво... Кругом измена, предательство, совращение, основанное на неверии в Бога, на вражде к христи­анству, на ненависти к Православию! Хотят и у вас отнять силу, правду, бла­гочестие и добиться вашего нравствен­ного поражения! Сохраните же славу нашу и в буду­щем, взирайте чаще со святым трепетом на ваши знамена, отличия, на ваши свя­тыни и помните, что от вас требуется не только знание воинского искусства, но и правдивое мышление и честные чув­ства, которые приобретаются только верою в Сына Божия и изучением Его Святого Евангелия». О русском народе Владыка Серафим говорил: «История России полна народными скорбями. Кто только из соседних на­родов не пытался завоевать ее области и принудить переменить православную веру, которую русский народ воспринял непоколебимо вместе с Божией Матерью и рожденным Ее Сыном, как дыхание жизни, в твердом сознании, что Право­славие есть единая, истинная, вселенская вера и Церковь ее — единая Христова. Все эти попытки встречали не толь­ко дружный, но прямо чудесный отпор со стороны русского народа, сберегаемого и прославляемого Богоматерью и Ее бесчисленными чудотворными иконами, являвшимися по всем городам, весям и обителям обширной России, за сохранение ею истинной веры». И несмотря на отступление многих наших людей от веры православной, святой архипастырь утешал верных словами: «Русский народ еще силен заступ­ничеством за него Преблагословенной Матери Божией. Воистину Она была и всегда есть Матерь наша, всех верных Господу, всех скорбящих, обиженных и гонимых». Архиепископ Серафим не скрывал своего отрицательного отношения к Февральской революции 1905, вопреки решению Синода не поддержал Временное правительство и оставался убежденным монархистом. В октябре 1917 года в России про­изошла социалистическая революция. Деятельность владыки Серафима, исповедника православия, патриота и монархиста, и раньше вызывала нена­висть большевиков. А с приходом их к власти жизнь архиепископа Серафима оказалась в опасности. В мае 1921 года Владыке было предъявлено обвинение в контррево­люционной деятельности. В результате 24 июня 1921 года святителю Серафиму был вынесен официальный приговор тройки ВЧК: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Так начинался крестный путь святителя Серафима, который завершил 11 декабря 1937 года на Бутовском расстрельном полигоне НКВД под Москвой. Во время своей архиерейской хиротонии владыка Серафим в частности говорил: «Жизнь людей, взятых из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная. Подобное произошло и со мной. Иные опоясывали меня и вели туда, куда не ожи­дал и не мечтал идти, и эти люди были, ко­нечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось созна­ние, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути, ради Его Божественных целей... я исполнил святое послушание». Вся жизнь митрополита Серафима (Чичагова) была направлена на исполнение послушаний, связанных с его восхождением по ступеням иерархической лестницы, служением Богу и людям. И он, имея то «мужество и твердость духа», о которых говорил сам, «охотно подчинялся другим из послушания ради Христа». Он трудился во многих местах, и везде его деятельность оставляла свой след. Об этом свидетельствуют его проповеди, а также и само его житие, которым дополнено это издание.