?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами, которые посвящены благодарной памяти нашего современника, замечательного миссионера, даже до смерти верного Христу и Церкви священнику Даниилу Сысоеву. Восемь лет прошло со дня его мученической кончины, но проповеди отца Даниила продолжают приводить людей ко Христу. Его большое духовное наследие Фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» считает своим долгом распространять и делать доступным для всех людей, ищущих Истину. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу Миссионерского центра, которая называется «Книга, отрезвляющая человека. Толкование Книги Екклесиаста». Как пишет автор в предисловии книги, слово «Екклесиаст» происходит от греческого «экклезиа», по-еврейски «когелет» — выступающий в кагале, в собрании. Буквально это человек, который проповедует в церковном собрании, именно в Церкви является вестником Откровения Божия. Как говорил святитель Григорий Нисский, в этом слове можно найти указание на Христа Спасителя, потому что в Писании сказано: Посреди церкви воспою Тя (Евр. 2, 12). Сам Христос воспевает Бога Отца посреди церковного собрания, Он и является истинным Екклесиастом. В Книге Екклесиаста Христос, по словам автора, говорит через царя Соломона, но здесь Он не прославляет Бога Отца, а оценивает этот мир. Можно сказать, что это — слова Христа Судии, Который трезво смотрит на реальность мира, живущего без живого общения с Богом. Это точно такой же мир, говорит священник, как и наш, современный, в котором мы с вами безбожно пребываем, причем в этом мире люди формально могут верить в Бога, но их отношения с Богом строятся по пословице «До Бога высоко, до царя далеко». Бог — это что-то очень высокое, далекое, которое к нам не имеет никакого отношения. Именно так мыслит большинство современных людей. Царь Соломон, безусловно, верил в Бога, существование Которого для него было самоочевидным, и для человека, от лица которого говорит Соломон, символически принимающий на себя имя Екклесиаста, существование Бога тоже очевидно. И царь Соломон говорит: «Как вы хотите жить? Давайте мы оценим эту жизнь, стоит ли она хоть чего-нибудь».
Почему так важны его слова? - предлагает задуматься автор. Потому, - далее говорит он, что Царь Соломон не был ни нищим, ни бедным человеком, может быть, про него можно сказать, что реальной жизни он не видал и не мог по-настоящему оценить жизнь. Но можно сказать и наоборот, потому что Соломон был побогаче каждого из нас, достаточно сказать, что чистого дохода каждый год у него было 666 талантов золота (один талант равнялся 50 кг). Кроме того, он имел чрезвычайную власть, будучи самым могучим правителем Израиля; у него было 300 жен и 700 наложниц, но все это не дало ему счастья. Эта книга как раз о том, как человек ищет счастья на земле. Григорий Нисский замечает, что книги царя Соломона (а их у него четыре — Книга Притчей, Екклесиаст, Песнь Песней и Книга Премудрости) расположены своеобразными ступенечками. Книга Притчей вводит нас в самые азы духовной жизни, Екклесиаст как бы отрезвляет человека, и тот понимает, что на земле ему искать нечего, счастья здесь никогда не найти. На третьей ступени — в Песни Песней описывается, где найти настоящее счастье, как это счастье само находит человека, — счастье вечной любви между Богом и человеком, которое начинается на земле, но длится бесконечность. Итак, заключает свое предисловие отец Даниил, мы будем говорить о книге, отрезвляющей человека. Далее он читает перые строки этого сочинения. Слова Екклесиаста, сына Давыдова, царя в Иерусалиме (Еккл. 1. 1). Вот здесь, отмечает автор, как раз мы и имеем указание на то, что через царя Соломона говорил Сам Христос, потому что в Евангелии неоднократно говорилось, что Господь есть Царь Израилев и Сын Давыдов. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! (Еккл. 1, 2). С этих слов начинается книга, этими словами она и заканчивается. Таким образом, царь Соломон сразу же задает тон, говоря о том, что все, что есть в мире, — суета сует, то есть не просто суета, а чрезвычайная суета. Слово «суета» в дословном переводе с еврейского — «бессмысленность», но кроме этого — «пар», «дым», «колебание», «испарение», то есть все то, что недолговечно, что исчезает. И Соломон говорит, что все в этом мире исчезает, все недолговечно, ни на что нельзя положиться. Далее Царь Соломон спрашивает, есть ли польза человеку от всех трудов его? Давайте, говорит отец Даниил, рассмотрим мир, в котором живет человек, есть ли в нем что-то, кроме суеты? Действительно, все заключено в круги, один род прошел, и следующий пройдет, и все одинаково будет исчезать. Еще древнегреческий драматург Эсхил говорил, что поколения людей опадают как листья, и нет ничего нового в человеческом роде, и нет никакой надежды. Вспомним «Одиссею» — когда Одиссей приплывает в ад, там он встречается с Ахиллесом, который ему говорит, что лучше быть последним поденщиком на земле, чем царем в преисподней. Преисподняя — это то место, где люди находятся безо всякой надежды, безо всякого изменения. И не будет никакой пользы человеку от всех трудов его на земле, хотя многие люди говорят, что живут ради труда, что труд оправдывает всю их жизнь. Чем же тогда так полезен Екклесиаст? Тем, объясняет автор, что он разоблачает множество мифов, в том числе и современных. Более современной книги трудно отыскать, кроме Евангелия, конечно. Но перед тем как читать Евангелие, нужно обязательно почитать Книгу Екклесиаста, чтобы понять, в какой круговерти мы находимся, чтобы увидеть это марево, в котором мается человек, чтобы осознать то состояние зла, разложения и смерти, в которое погружена вся Вселенная. Однажды, вспоминает священник, группа этнографов занималась изучением жизни индейцев, и вот там был один индеец, который поразил всех своим чрезвычайным умом и мудростью. Его спрашивают: «С кем ты общался, кто научил тебя всему этому?» Он отвечает: «Ни с кем». — «А что ты читал?» — «Я читал только Екклесиаста». И действительно, какая польза человеку от всех его трудов? Можно сказать, что человек должен хотя бы чем-то питаться, поэтому надо трудиться. Но представьте себе, что вы находитесь в маленьком городке и там строится мост. Подходит человек к строителям и спрашивает: «Зачем вы строите мост?» — «Как зачем? Чтобы люди могли из пригорода ездить по нему на работу». — «А кем работают эти люди?» — «Полицейскими, строителями, медсестрами». А строители и строят этот мост, а полицейские охраняют строителей, а медсестры строителей лечат. Таким образом, мост строится для того, чтобы строился мост. И какая же польза от этого строительства? Если посмотреть внимательно, все происходит в подобной бессмысленной круговерти. Зачем люди занимаются сельским хозяйством? Чтобы есть. Зачем люди едят? Чтобы работать. Зачем люди живут? Чтобы есть и чтобы работать. Никто, конечно, не говорит, что не надо есть или не надо работать, но сам по себе этот мир наполнен страшной бессмыслицей, которую люди не замечают, потому что они в нее вовлечены. Люди безвылазно сидят в этом урагане, вот в чем беда и проклятие человека. И от перемены места жительства ничего не изменится, даже если вы уйдете в лес, ничего не изменится. Екклесиаст с самого начала говорит нам, что род проходит, а земля пребывает вовеки. Земля стоит, а поколения людей — в землю, в землю, в землю. И что же нам делать? Но дальше Соломон и говорит, что делать, а священник Даниил Сысоев объяняет его слова доступно и понятно современному читателю. Как отмечают издатели, блага мира сего пьянят человека, суетой обкрадываются душа и ум, теряется трезвость. Премудрый Екклесиаст познал, что не может душа в мире сем найти покой и совершенную мудрость. И хотя бессмысленность мира удручает человека, однако невнимательные люди не замечают того страшного водоворота, в который мы все вовлечены. Выход из него ― только Христос. Об этом напоминает нам мудрый царь Соломон, слова которого, по точному определению отца Даниила, «остры, как иглы, крепки, как вбитые гвозди. Они будят человека, который находится в духовной спячке, не дают ему возможности быть в покое». Не оставит в покое читателя и эта книга, помогающая понять самое «отрезвляющее» ветхозаветное сочинение.