?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Михаил Тюренков

4 декабря (21 ноября по старому стилю, церковному юлианскому календарю). Понедельник 27-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать седьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Маленькая девочка идет по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка ― посвященная родителями Богу Пресвятая Богородица, старец ― первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. Именно он, по откровению свыше, ввел трехлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма ― место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников ― Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Из истории праздника. Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов ― Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия псевдо-Матфея века IX. Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своем воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:
«Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении...» (Из Евангелия псевдо-Матфея, IV). Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова. Введенские святыни. На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним, как с «вратами зимы», было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены. Так, только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москву-реку еще в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе (полковая церковь легендарного Семеновского полка). На сегодняшний день в Москве сохранилось лишь две дореволюционных святыни, посвященные этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия ― старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах ― яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник празднуется особенно торжественно. Христианский смысл праздника. Но почему именно это событие, не отраженное в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только тем, что «Введенье пришло ― зиму на Русь завело», а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной в этот праздник в 2012 году: «Вспоминая торжественное и символическое событие ― Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие...» Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника. Выраженном в цели и смысле всей нашей христианской жизни ― спасении души, которая возможна только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.