?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Автор: протоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию такую известную притчу. Притча о сеятеле: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5-8). Очень много проблем у христиан связано с тем, что то семя, которое посеял Господь, а мы, Его недостойные служители, распространяем по всей земле, христианами не усваивается. Семя – это слово Божие. Почва, на которую оно падает – это человеческое сердце. И действительно, у одних эта почва вся в сорняках, в сорняки никто не сеет никогда, никакого урожая не будет, семя пропадёт. У других почва каменистая – тоже, даже если немножко прорастёт, когда земли мало, а дальше камень, плодов не будет. А иные сеют на дороге или при дороге – тоже самое, птички поклюют, всякие автомобили ездят, всё затаптывают. Всё оказывается бесполезно. И только добрая почва готова принять семя, и тогда вырастает урожай. Какой урожай? Урожай слова Божия. Для чего Господь сеял семя? Для того чтобы душа человека его восприняла, и тогда на этой почве человеческого сердца вырастет добрый плод. Какой? Любовь, радость... долготерпение, благость, милосердие... кротость, воздержание (Гал. 5, 22‒23). Вот это должно вырасти. Сегодня одна девочка подходит, маленькая школьница, говорит: «Я с мамой поругалась». Так вот нахально и заявляет. Она с мамой поругалась. А мама не знает даже, что ей сказать, потому что для девочки слово Божие – ничто, и мама – ничто. А что же тогда «что»? А «что» – только то, что хочу. Поэтому дети вырастают такими безжалостными, несострадательными, эгоистами. Их интересует то, что хочу сам. Мама пытается силком – потому что папа не участвует в этом процессе – хоть что-то внедрить, но внедряется с помощью этих усилий очень ненадолго. Когда уже 15 лет молодой лошади, она уже начинает и копытами брыкаться, и заканчивается процесс «христианского» воспитания. То есть сколько истрачено усилий, и всё бесполезно. Поэтому у девяносто девяти и девяти в периоде процентов людей дети в церковь не ходят. Она им совершенно не нужна. Абсолютно. Она только доставляет им всякие неприятности. Надо куда-то ходить, стоять. Вот ребёнок в храме орёт. Что он орёт? От счастья, что ли? Да нет. Он хочет совершенно чего-то другого. И как это совместить? Только одним способом. Потому что из всех этих констант поменять можно только одно. Почву. Сначала с помощью родителей. Семя абсолютно высшего качества – слово Божие. Там ничего не надо корректировать, это прям от Бога такое, как бы сейчас сказали, чистейший продукт. Но не усваивается. Вот ещё один: «Пойдём!». Потому что здесь нечего делать. Потому что непонятно и неинтересно. А чтобы раскрыть перед дитятей всю эту красоту не хватает ни ума, ни образования. Учиться этому никто не хочет. И думают так: вот буду водить, а оно там что-нибудь само. Интересно. Это вот я пришёл к себе на огород, буду семя сыпать, а оно само. Тут у меня клубника вырастет, тут редиска, тут чеснок, тут огурцы. Ничего не вырастет. Максимум, может быть, какой-нибудь цветочек появится там жёлтенький огурчика – и всё. А чтоб огурец вырос, надо всё вспахать на глубину штыка лопаты, потом нужно внести удобрение, потом нужно минимум два раза прополоть, потом рыхлить, окучивать, потеть. Если нет воды, надо натаскать или купить «малыш» (погружной насос – прим. ред.), чтоб он это всё поливал. Только так. Тогда что-то вырастет. И то необязательно, потому что птицы могут поклевать, надо сеткой закрывать, и так далее. То есть это очень большой труд. И что в результате? Обхохочешься. Огурец. То же мне, проблема! Пошёл на рынке и купил. Все думают, что это всё так просто – воспитать дитя христианином. А это такая задача очень важная и даже главная. И притча об этом. Господь эту притчу подробно изъясняет. Не много притч из тех, что Он сообщил Своим ученикам, имеют изъяснение. Почему Господь так подробно на этом остановился и рассказал, и что такое дорога, и что такое каменистая почва, и что такое терние, сорняки? Потому что для Него это самое главное. Он за этим пришёл на землю. Потому что сам человек спастись не может. Невозможно, чтобы ребёнок сам вдруг стал христианином. Потому что человек должен отвергнуться себя, потому что труд на огороде своего сердца требует колоссальных усилий. А ребёнок этого не хочет. А что хотят дети? Дети хотят играть, и больше ничего. Они не хотят ни учиться, ни помогать маме, ни выбирать слова. Они хотят жить так, как живётся, и делать то, что другие дети. А другие дети делают такое, за что в Древнем Вавилоне детей просто сразу убивали. Сразу. Мы в школе проходили, сохранился такой камень вавилонский, на котором высечены Законы Хаммурапи. Среди этих законов, там есть такое положение, что детей, которые по-хамски себя веду, надлежит сразу убивать. Тогда все остальные дети в Вавилоне знали, что их ждёт, и вели себя как паиньки. Потому что боялись. А убивали же на глазах у всех, это была вещь публичная. Раз нет страха Божия, его заменили страхом человеческим. Сейчас, конечно, мы далеко ушли от этой эпохи, я совсем не призываю, просто напоминаю нашу человеческую историю, наше прошлое. Ещё тогда, когда и славяне не сформировались в какую-то единую общность, это была страшная древность. Как нам подойти к воспитанию детей? Конечно, начинать нужно с себя, потому что передать другому можно только если ты владеешь этим сам. Если ты не умеешь, ты никак не можешь другого этому научить. Что, будешь нотации читать? Это всё равно что советская власть приучала: «Человек человеку – друг, товарищ и брат». Замечательно. Это всё равно что когда чаю хочешь попить, налить водички и говорить над чаем: «Халва, халва, халва, халва». Потом выпил – что-то не сладко. Нужен сахар, нужна заварка и, ну если не халва, по крайней мере, соевый батончик. Тогда что-то такое получится. А так само – никак. А мы сами, взрослые люди, не умеем себя вести. Не умеем терпеть друг друга, не умеем жить и не раздражаться, не гневаться, по малейшим пустякам не надувать губки, не сердиться на весь мир, в том числе на Господа Бога. Что это Он нам не обеспечивает вообще то, что мы хотим? Он нам должен это, должен то. Нам все кругом должны. Почему так произошло? Это всё постепенно. Очень большая проблема в малодетности. Вырастает ребёночек, а он считает, что ему все должны до 50-ти лет. А в 50 лет и работать бросают. Все ему должны. Вот это положение надо обязательно изменить. Тогда мы сумеем, себя исправим, изменим сначала своё поведение, потом изменим свою речь, потом изменим свои мысли (это уже начало покаяния), а потом изменим свои чувства. По слову апостола в нас – крещёных людях, имеется в виду – должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5) Господе нашем. Как Он чувствовал, так и мы должны чувствовать. То есть вот такой большой путь. Мы поём на Пасху: «Очистим чувствия и узрим свет». Какой свет? Свет благодати Божией. Ну а мы совершенно не очищаем себя ни от злобы, ни от зависти, ни от гнева, ни от осуждения. Мы в этом всём и варимся и только осуждаем других: вот у него это не так, то не так, она не такая, они не такие. И что это изменит? Ничего. Если мы в другом человеке видим всякие мерзости, от этого мы лучше не становимся, но хуже. Почему? Потому что мы когда видим гадости в другом, нам кажется, что мы лучше. Это очень большое заблуждение. У человека рак четвёртой степени, а ему кажется, что у него насморк. И что это? Это иллюзия. Ещё немножечко, и всё – отправляешься на тот свет, так ничего и не успев. Большинство людей терпят полное фиаско и в семейной жизни, и в воспитании детей. И горе бывает, когда ещё и внуков им доверяют. Тогда уже в следующем поколении труба дело. Проблема в том, что никто не воспитывает, не знает как и не знает, кого хотим воспитать. Нет образа перед нами. А почему перед нами нет? А потому что мы не смотрим на Господа нашего Иисуса Христа, Который и пришёл в образе Человека, для того чтоб каждый мог увидеть, каков должен быть человек, какие у него должны быть поступки, слова, чувствования. Восприняв этот пример, можно стать христианином. Но таких людей не много, поэтому Господь и говорит: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32). А про остальных? Про остальных: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21). Не всякий. Только единицы. Потому что вот это своё поганое нутро нужно изменить. Сам человек это сделать не может. Это может сделать Господь с человеком при определённых условиях. Первое условие – надо этого очень хотеть. Рассмотрим это условие на примере алкоголизма. Некий алкаш хочет перестать быть алкашом. Главное условие какое? Он должен этого сильно-сильно захотеть. Тогда возможно. Если нет сильного желания бросить такой образ жизни, ничего не получится – лечи, не лечи. Поэтому у многих врачей сложилось такое впечатление, что алкоголизм неизлечим. Ещё как излечим, только людей, которые хотят от этого избавиться, единицы. И они исцеляются. Я таких видел, и не одного. Не могу сказать, что часто. Редко. Даже женщины. Говорят, женский алкоголизм – это вообще. Да нет, если очень сильно человек захочет, всё возможно. Но я видел это исцеление именно под влиянием Господа Иисуса Христа. Ради Господа человек хотел это сделать. Первое условие – надо захотеть. А второе условие – надо убедить Бога, Господа нашего Иисуса Христа, что мы этого хотим и Его просим. И Он обязательно поможет. Он же сам сказал: Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень? (Лк. 11, 11). Ну таких сволочей мало на свете. Всё-таки старается дать ему кусок хлеба. Если человек таким образом действует, то Господь тем более. Самое высшее совершенство – это совершенство Его Божественной любви. Он каждому человеку хочет спасения. Но это не может быть привнесено в человека насильно. Господь даёт такой образ из сельского хозяйства: почва нашего сердца требует очень большого труда. Крестьянский труд по выращиванию плодов очень тяжёл, но с другой стороны, очень способствует очищению души. Я допускаю такую мысль – может, она очень дерзкая – что кто-то из нас пожелает стать христианином. Чтобы в нашем сегодняшнем собрании, в нашем украшении храма была какая-то толика смысла. Потому что в противном случае можно отходить 50 лет в храм, а потом всё это в преисподнюю, чтоб услышать от Господа слова: отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 23) – то есть то, что противоречит закону Божию. Уж очень мы как-то легко готовы от Него отречься. Вообще без всяких усилий, нас никто не гонит. Вот если всё-таки мы задумаемся о своём спасении, задумаемся о христианском воспитании своих деток, не будем себя в этом жалеть, но наоборот, стараться, то Господь обязательно это старание увидит и нам поможет.