?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга протоиерея Андрея Ткачева «Начало премудрости: По страницам Священного Писания». Вниманию читателей предлагаются беседы известного православного писателя и миссионера, в которых он излагает собственное понимание священных текстов. Цель этих бесед ― поведать о важности изучения Писания, помочь извлечь уроки из известных многим событий. Отец Андрей сожалеет, что сегодня в эпоху тотальной грамотности так мало внимания уделяется изучению книг Божиих. Между тем они даны нам для спасения, для вразумления, для назидания в праведности. Напомнить об этом и призвана книга «Начало премудрости: По страницам Священного Писания», о которой пойдет речь далее в нашей программе. В этой книге автор рассматривает, начиная с библейских глав о сотворении мира, сущностные моменты жизни Адама, Ноя, Давида, Иосифа и других лиц Священной истории. По мнению отца Андрея, люди Нового Завета уже потому должны любить книги Завета Ветхого, что в них «скрыт» Новый Завет. В Евангелии и апостольских посланиях он находит путь к добродетелям, в которых особенно нуждается окружающий мир. На страницах книги пастырь рассуждает о заповедях Господних, о небесной иерархии, о храмах рукотворных и нерукотворенных и о многом другом. Обращаясь к Священному Писанию, он приглашает к содержательному разговору о вере, о Боге, о месте религии в современном обществе каждого, кто стремится прикоснуться к миру Божественной правды.
Рассмотрим вкратце содержание этой книги. Первая беседа называется «Бог — это реальность». По словам автора, «вопрос о Боге — не праздный вопрос. Это вопрос теоретический и философский, это вопрос бытийный. Это вопрос жаждущего, ищущего воды». «Вообще, ― утверждает отец Андрей, ― говорить о Боге похвально, потому что Он здесь, Он слышит. Господь никуда не уходил, Он не далеко в небесах, Он рядышком, Он слышит наши слова, и да помажет Он наши слова Своей благодатью, чтобы они нашли отклик в сердцах слушающих. Да даст Он нам разум сказать больше и лучше о Нем. А, как говорит святитель Григорий Богослов, “помнить и говорить о Боге необходимее, чем дышать”. Итак, ― заключает автор, ― Он есть жизнь, и Он есть первая и главная реальность». В третьей беседе, которая называется «О творении» отец Андрей размышляет о том, что такое мир вокруг нас, о творении рук человеческих и рук Божиих, о временном и вечном. И о том, как отвести взгляд от временного и увидеть наконец вечное. «Современному человеку, ― говорит священник, ― надо вспомнить простейшее: у мира этого есть Творец, и мир сей чудесен только потому, что Творец его чудесен. Изучайте творение Божие и познавайте руку Создателя. Вот картины. Смотришь: это Васнецов, это Суриков, а это ― Айвазовский. Сразу угадываешь: море написал Айвазовский. А это ― «Девочка с персиками», Серов. А это ― «Незнакомка», Крамской. Мы руку мастера узнаём по бесценным полотнам. Но почему же не узнаём по бесценным полотнам мира Божиего, по всему тому, что создано, руку Мастера? Есть Мастер, целуйте руку Его. Познавайте Бога в творениях Его, и не сомневайтесь, что есть Бог и есть у мира Творец, именем Господь». Беседа 12-я посвящена молитве. Здесь автор объясняет, в чем вселенский духовный смысл молитвы человека к Богу? Чем начинать и чем заканчивать наши молитвы? С какими чувствами не должно предстоять Богу? И в частности автор отмечает: «Очень важно вот что: молиться нужно всегда как грешник. Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, мнима, дырява. Надо молиться Богу как грешник: хвали Бога, но не забывай, что грешен. Испрашивай у Него прощения в грехах своих… «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». А потом проси у Бога, проси чего хочешь: дочке ― мужа; замужней дочке ― детей и верного жития с супругом, чтоб не разводились, не дрались, не ругались; сыну ― живым-здоровым вернуться из армии; «выплатить ипотеку помоги мне, Господи», «выздороветь помоги». Проси у Бога ― у Бога нужно просить, потому что всё, что нам нужно, у Него есть: слова «богатство» и «Бог» однокоренные, то есть Бог богат всем, у Него всё есть, Ему ничего не жалко. Только Он дает дозированно тому, кому надо, и вовремя. И, наконец, когда получаешь просимое, ты должен поблагодарить. Кто бы ты был такой, если ты просишь у Бога помощи, Бог тебе дает ее, а ты потом не благодаришь Его? Благодарить нужно. Итак, хвали, кайся, проси и благодари после получения просимого», напоминает нам отец Андрей. А вот в следующей беседе автор напоминает о цели нашей жизни, к которой мы должны стремиться каждую секунду своего бытия. Это ― святость! Об этом в частности батюшка пишет: «Когда на службе преломляются Дары, священник говорит: “Святая святым”, то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Да. Церковь смотрит на нас как на святых — как на возможных, потенциальных святых... Церковь зовет нас к святости». В беседе о храме, отец Андрей вновь возвращается к этому вопросу. Он говорит: «Какой смысл жизни человека? Быть чашей, в которую налиты Святые Тайны; быть сосудом, в котором есть святыня; быть храмом, в котором живет Господь. Сердце человеческое — это престол Божий, ум человеческий — это святилище Господне, это святая святых. Человеческое тело — это дом, где Бог хочет жить. Достигается это через приход в храм, через выслушивание Евангелия, через участие в богослужении, через принятие Божественной науки». «Храм, ― по словам автора, ― является местом, похожим одновременно на два заведения: на лечебницу и на училище. Мы в храм приходим лечиться и учиться. Там нам преподается наука и лекарство. Лекарство бессмертия — бессмертных Христовых Тайн — и наука о вечной жизни — святое Евангелие, растолкованное и объясненное при помощи святых отцов нашими духовными наставниками». О том, к ак соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания? ― об этом автор говорит в беседе «О Священном Писании». «Писание, ― объясняет отец Андрей, ― это слово Божие, записанное рукою человеческой. Люди с открытым ухом, люди, смотрящие одним глазом вверх, а другим глазом, так сказать, вниз, то есть стоящие ногами на земле, а головой устремляющиеся к Небесам, люди, способные к разговору с Создавшим их, составили нам священные книги, начиная с Моисея, первого священного писателя. И эти книги в конце концов сформировались в одну, называемую Библия, что в переводе означает книги. Библия ― это не книга, это книги ― во множественном числе». Как отмечает автор, «держа в руках Библию, мы держим в руках целую библиотеку. Там есть космогония, история царей, описание жизни интересных людей, там есть переписка отдельных лиц и послания, направленные от частного лица к целому собранию или группе людей. Там есть любовная лирика, там есть притчи мудрых, там есть предсказания о будущем, то есть там ― все жанры литературы, собранные под одной корочкой, и называется это «Книги». Книги эти священного происхождения, книги Божии, книги, Самим Богом подаренные человеку, и сегодня, в эпоху тотальной грамотности, очень хотелось бы, чтобы человек упражнялся в Законе Господнем день и ночь. Так начинается Псалтырь царя Давида. Он похваляет и уважает человека, который склонил свое сердце к изучению Закона Господня и в Законе Господнем поучается день и ночь». К этому призывает нам и отец Андрей Ткачев со страниц книги «Начало премудрости: По страницам Священного Писания». В этой книге собраны беседы протоиерея Андрея Ткачева, посвященные вопросам, ответить на которые мы можем, только если возьмем в руки Священное Писание и станем читать его, и не только читать, но и изучать. Что такое рай? И каким был человек в раю? Как грех изменил отношения человека с Богом, с природой, с другими людьми, с самим собой? Есть ли в нашей жизни состояния, подобные тому, что пережили Адам и Ева, согрешив? Почему Христа именуют Новым Адамом? Как правильно относиться к событиям собственной жизни? Чему учит история праведного Иосифа? Как соотносится жизнь отдельного человека с судьбами человечества? На эти и другие вопросы отвечает отец Андрей, сверяя свои ответы со словами Священного Писания. Донесенные до слушателя (а теперь и читателя) образным, ясным языком, эти беседы будут поняты и приняты каждым, кто стремится прикоснуться к миру Божественной правды.