?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Михаил Тюренков

16 октября (3 октября по старому стилю, церковному юлианскому календарю). Понедельник 20-й седмицы по Пятидесятнице (двадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 7 известных поименно святых и одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них. Священномученики Дионисий Ареопагит, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Святые апостольского века, погибшие в Галльской Лютеции (на месте современного Парижа) в 96 году от Рождества Христова (по некоторым данным, это могло произойти несколько позже, в 110 году). Святитель Дионисий, апостол от 70-ти, был знатным афинянином, членом Ареопага (верховного суда Афин), поэтому и получил второе имя Ареопагит. Когда первоверховный апостол Павел проповедовал Слово Божие в ареопаге, его услышал Дионисий и настолько проникся верой во Христа Спасителя, что стал верным сподвижником апостола Павла. Святой Дионисий успел побывать в Иерусалиме еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Об этом событии сохранились его слова, обращенные к учителю: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». После кончины первоверховного апостола Павла святитель Дионисий продолжил его дело, проповедуя в западных странах вместе со своими верными помощниками ― пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Вместе они и принял мученические венцы за Христа и Его Церковь. Согласно строкам жития священномученика Дионисия, после того, как его обезглавили, он чудесным образом «взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый». Огромное значение имеют богословские творения святителя Дионисия Ареопагита, несмотря на то, что многие из них историки Церкви относят к более позднему времени, они сохраняют название в честь этого святого, зародившего основы научного богословия, именуясь «ареопагитиками». Преподобный Иоанн Хозевит. Святой второй половины VI столетия от Рождества Христова, епископ Кесарии Палестинской, широко известный своими чудотворениями, прозорливостью и борьбой с евтихианской ересью. С юных лет будущий святой совершал монашеские подвиги в Фиваидской пустыне. Повелением императора был поставлен Кесарийским епископом, но в силу своего стремления к отшельническому уединению, отправился в Хузевскую пустыню, находящуюся между Иерусалимом и Иерихоном, где и совершал монашеские подвиги до конца своей земной жизни. Блаженный Исихий Хоривит. Современник преподобного Иоанна Хозевита, прославившийся монашеским подвигом молитвенного безмолвия, предопределившего практику православных исихастов. Святой Исихий жил в VI столетии от Рождества Христова в одном из монастырей Святой горы Афон и поначалу вел себя как далеко не самый усердный и благочестивый монах, но после внезапной кончины чудесным образом через несколько часов воскрес и резко переменился. Господь даровал ему еще 12 лет безмолвной молитвы, а перед смертью преподобный Исихий преподал наставление монашеской братии: «Простите меня, братия. Имеющий память смертную никогда не согрешит». Преподобный Дионисий, затворник Печерский. Русский святой XV века от Рождества Христова, иеромонах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Из его Жития известно такое чудо: однажды, в 1463 году, отец Дионисий обходил с каждением мощи древних Печерских святых со словами: «Святые отцы и братие! Христос воскресе!» И вдруг, подобно грому, от святых мощей прозвучал ответ: «Воистину воскресе!» После этого старец ушел в затвор в пещеры, где совершал молитвенные подвиги вплоть до своей блаженной кончины. Святитель Агафангел, митрополит Ярославский, исповедник. 1927 год стал одним из самых тяжелых для Русской Церкви. Уже 2 года, как скончался Святейший Патриарх Тихон. Более года томится в тюрьмах Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр. Церковное руководство взял на себя его заместитель ― митрополит Нижегородский Сергий, крупный богослов, яркая, харизматичная личность. Человек, в условиях жесточайших антицерковных гонений решившийся на рискованный шаг: огласить послание «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Документ, внесший разделение в церковную среду, но в то же время позволивший ослабить давление на православных: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой ― наши радости и успехи, а неудачи ― наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла сознается нами как удар, направленный в нас...» Далеко не все клирики и миряне согласились с этим суждением. Одни восприняли его как соглашательство с богоборцами и решительно разорвали с митрополитом Сергием. Другие, напротив, полностью согласились с тем, что православный человек должен быть советским патриотом. Особую позицию занял один из самых авторитетных архипастырей Русской Церкви – 73-летний митрополит Ярославский Агафангел. К тому времени он уже прошел тюрьмы и ссылки, а потому отрицал любые компромиссы с богоборцами. Но был уверен: церковное единство выше любой политики. Не принимая политики митрополита Сергия, владыка Агафангел старался служить делу церковного единения. Душевная чистота этого подвижника делала его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе. Святитель делал все ради сохранения мира церковного. И эта примирительная позиция митрополита Агафангела принесла свои плоды: Русская Церковь постепенно восстановила свое единство. И даже самые непримиримые противники Декларации митрополита Сергия – представители Русской Православной Церкви Заграницей – спустя восемь десятилетий воссоединились с Церковью на Родине. Трубчевская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, написанный в городе Трубчевске (нынешняя Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году. В советские годы была утрачена, но вновь обретена в 1993 году и ныне пребывает в Троице-Скановом монастыре. Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям ― злат венец, а вам ― доброго здоровья!»

Метки: