?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Тюренков Михаил

9 октября (26 сентября по старому стилю - церковному юлианскому календарю). Понедельник 19-й седмицы по Пятидесятнице (девятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 10 известных поименно святых. Далее коротко расскажем о них. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, - это евангельское изречение широко известно. Даже тем, кто никогда в жизни не брал в руки Священное Писание. Принадлежит оно святому Иоанну Богослову, самому загадочному из апостолов-евангелистов. Любимому ученику Христа, чьи тексты, в первую очередь Евангелие от Иоанна и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), за последние два тысячелетия трактовались наиболее часто. Сам Господь дал апостолу Иоанну имя "сын грома" за пламенные проповеди, потрясающие людей, как гром и молнии. При этом иконографическим символом Иоанна Богослова является орел - образ высокого парения богословской мысли этого святого. Сегодня мы именуем богословами всех, кто получил хоть какое-то теологическое образование. Но в православной традиции лишь трое святых носят это высокое имя: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Казалось бы, это значит, что учение святого Иоанна должно быть очень сложным и возвышенным. И отчасти это так, что особенно заметно на примере Апокалипсиса. Однако основная мысль, которую Иоанн Богослов стремился донести до всех людей, предельно ясна. Так, в одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачев следующим образом объяснил эту основную мысль апостола Иоанна Богослова: "Его учение очень простое. Он говорит нам о том, что Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы. И что главное Имя, которым можно назвать Бога, - это Любовь. И познавший Бога как Любовь проявляет свою веру в любви к ближним и не творит греха, потому что тот, кто творит грех, тот не знает Бога и он не Его..." Казалось бы, зачем так категорично? Но именно в этом и заключается истинная Любовь. Всечеловеческая любовь апостола Иоанна, единственного из смертных, кому было дано во всей полноте Откровение о Конце времен. Возможно, именно поэтому он и был столь прямолинеен в неприятии любого греха. Ведь именно наши грехи, главным из которых является оскудение любви к Богу и ближним, отдаляют наш мир от его Создателя и приближают воцарение антихриста. Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Революционный 1917 год принес Русской Церкви и ее народу немало бед. Но в том же году произошло событие, которого православные ждали больше двух столетий. В ноябре на Поместном соборе впервые после петровских реформ был избран Московский Патриарх. Им стал святитель Тихон (Беллавин) - человек, чьи мудрость и кротость удивительно контрастировали с духом наступивших времен. Будущий Патриарх родился в 1865 году в Псковской губернии в священнической семье. С юных лет он был добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества. А среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище Архиерей. Шутники-семинаристы оказались прозорливы. Уже в 32 года отец Тихон, никогда не искавший высоких званий и наград, был рукоположен епископом Люблинским, викарным архиереем Холмской Руси, ныне находящейся в составе Польши. Позднее владыка служил в Северной Америке, в Виленском крае и на Ярославщине, где не чуждался и политической деятельности, возглавляя местный Союз русского народа. И, наконец, в судьбоносном 1917-м стал всероссийским Патриархом. Именно на владыку Тихона пал этот тяжкий жребий. Избрание первосвятителя не ослабило давления светской власти на духовную. Более того, богоборческие гонения лишь усиливались. Но в сознании церковного народа отложилось четко: теперь у нас есть земной заступник - Святейший Патриарх. В последние годы своей земной жизни святитель Тихон неоднократно оказывался в заключении. Но, несмотря на жесточайшее давление, от патриаршего служения не отрекся вплоть до своей смерти в 1925 году. Святитель мужественно нес первосвятительский крест, и это принесло свои плоды: Русская Церковь выстояла, а в 1989 году торжественно прославила в лике святых своего Первосвятителя тяжелейших лет - Патриарха Тихона. Праведный Гедеон, судия Израильский. Ветхозаветный святой XI столетия до Рождества Христова. Этот праведник жил в годы, когда древние евреи были разобщены политически и духовно, отчего Израильские земли находились в упадке и угнетении мадианитянами, как говорится в Библии: И весьма обнищал Израиль (Суд. 6:6). Отважный воин Гедеон был призван Богом избавить свой народ от угнетения, и во главе небольшого отряда в 300 человек он смог изгнать за Иордан мадианитян. Израильтяне предлагали ему стать монархом, но Гедеон отказался от этой формы правления, став судией, и под его началом на протяжении сорока лет Израиль благоденствовал. Преподобный Ефрем Перекомский. Русский святой XV столетия от Рождества Христова, основатель Перекомского монастыря под Великим Новгородом. С юности он стремился к монашеской жизни и, несмотря на настоятельные просьбы родителей, отказался от семейной. Первым учителем и духовным наставником будущего святого стал преподобный Макарий Калязинский, вторым - преподобный Савва Вишерский, который и постриг отца Ефрема в монашество. Около 1450 года будущий старец отправился на озеро Ильмень, где некоторое время пребывал в отшельническом уединении, но позднее к нему присоединились ученики и была образована монашеская община. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, рукоположил отца Ефрема в священнический сан и назначил игуменом новой обители, получившей название Перекопской или Перекомской. Скончался старец в 1492 году от Рождества Христова. Священномученики Афанасий Докукин, Александр Левитский и Димитрий Розанов, пресвитеры, мученики Иоанн Золотов и Николай Гусев (1937), священномученик Владимир Вятский, пресвитер (1939). Эти святые страдальцы в том числе в священном сане приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям ― злат венец, а вам ― доброго здоровья!»