?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Тюренков Михаил

2 октября (19 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Понедельник 18-й седмицы по Пятидесятнице (восемнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 14 известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них. Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период правления императора-язычника Проба, царствовавшего в Римской империи в 276‒282 годах от Рождества Христова. Однажды, когда в Антиохии праздновалось одно языческое торжество, сопровождавшееся не только идолопоклонничеством, но и самыми непристойными разнузданными бесчинствами, два благочестивых христианина, Трофим и Савватий, попытались остановить происходящее. Их схватили и подвергли страшным истязаниям с тщетными попытками заставить страдальцев отречься от Христа. Во время пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили к известному изуверу языческому правителю области Фригия Дионисию в город Синнад. Мученика истязали так, как прежде не пытали даже самых стойких христиан, но он мужественно претерпевал все, повторяя слова псалма: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». В это время во Фригии жил знатный римский сенатор Доримедонт, тайно принявший христианство. Узнав о мучениях святого Трофима, он пришел к нему в темницу, утешил и перевязал раны. За это обоих бросили к диким зверям, а когда те не тронули мучеников, святых Доримендонта и Трофима усекли мечом. Это произошло в 276 году от Рождества Христова. Благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин. Русские святые второй половины XIII ‒ начала XIV столетий от Рождества Христова, в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига. Согласно Житию, князь Феодор отличался огромным ростом, физической силой и прославился многими победами. Видя доблесть князя, хан Менгу-Тимур, пригласил его к себе на службу. Три года пробыл князь Феодор в Орде, где построил несколько храмов для русских пленников. После смерти первой жены князь Федор женится на дочери хана, названной в крещении Анной. Здесь же, в Орде, у него родились сыновья ― Давыд и Константин. Этот брак имел для Руси большое стратегическое значение. Вскоре князь Федор с семьей возвратился в Ярославль, где стал заботиться о благоустройстве княжества, строительстве храмов и укреплении православной веры. Во время его княжения, во многом благодаря родству с ханом, Ярославская земля не подвергалась набегам и разорению. Чувствуя приближение смерти, святой князь принял иноческий постриг. Трогательно попросив прощения у множества собравшихся ярославцев, князь Федор мирно отошел ко Господу. Князь Федор Черный вошел в русскую историю как мудрый правитель, проводивший политику дипломатии и миротворчества в отношении с Ордой. Этим он, а затем и его дети развили и продолжили дело святого князя Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры на Руси. В 1463 году от Рождества Христова останки святого князя Федора и его детей Давыда и Константина были найдены нетленными, лежащими в одной гробнице. И вплоть до сегодняшнего дня они находятся в Федоровском кафедральном соборе города Ярославля. Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах Зосимовой Пустыни. Русский святой первой трети XX века, старец одного из самых известных православных монастырей Смоленской Зосимовой пустыни близ города Александрова. Родившийся в 1846 году в многодетной семье московского священника, настоятеля знаменитой церкви Симеона Столпника, будущий отец Алексий с ранних лет связал жизнь с церковным служением. В 1867 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, он был рукоположен в диаконский сан и служил в нем 28 лет, пока не стал священником. Будущий старец рано овдовел, а когда его сын вырос, принял монашеский постриг в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Среди духовных чад старца было немало известных людей, в том числе великая княгиня Елисавета Феодоровна, у него духовно окормлялись игумения Фамарь (Марджанова), а также некоторые члены известного религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова. В 1917 году старец Алексий сыграл особую роль в ходе Всероссийского Поместного Собора: именно он вытянул жребий при избрании Патриарха, которым стал святитель Тихон (Беллавин). В 1919 году отец Алексий принял постриг в великую схиму, в 1923-м, когда Зосимова пустынь была окончательно закрыта большевиками, переехал в Сергиев (нынешний Сергиев Посад), где жил до самой кончины, последовавшей в 1928 году, у своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь, невзирая на опасность, батюшку посещали его многочисленные духовные чада, в том числе ― в архиерейском сане. Преподобномученик Зосима Кикилийский, пустынник. В период антихристаинских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру. Однако чудесным образом страдалец оказался невредимым, что настолько поразило смотрителя тюрьмы Афанасия, что тот принял христианство. Святого Зосиму и его ученика отпустили и до конца своих дней они провели в монашеских подвигах в безлюдной пустыне. Благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский. Этот святой правитель Киевской Руси жил во времена жестоких междоусобиц, своего рода первой русской гражданской войны. Князь был глубоко верующим человеком, а потому, когда был разгромлен во время одной из усобиц, решил уйти из мира, приняв сначала иноческий, а затем и схимнический монашеский постриг. Однако и это не уберегло смиренного монаха. Невинный князь-схимник был зверски убит разъяренными от междоусобной брани киевлянами в сентябре 1147 года от Рождества Христова. Житие этого князя во многом напоминает подвиг святого царственного страстотерпца Николая II. Как и последнему русскому императору, князю Игорю было суждено стать «хозяином земли русской», занять великокняжеский престол в Киеве. В 1146 году, когда, как и в начале XX столетия, Русь терзали смуты. Киевская знать, ненавидевшая сам род нового князя, ложью и сплетнями настроила против него киевлян. Как и в случае с Николаем II, Игоря Ольговича предала военная верхушка, принявшая непосредственное участие в свержении князя. После свержения князь Игорь принял схимнический постриг. Но и это не остановило мучителей. Они ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося князя и зверски его убили. Сегодня сложно сказать, в чем причина столь нечеловеческой жестокости киевлян. Но некоторые историки, как и в случае с убийством последней Царской семьи, усматривают в злодеянии даже ритуальный характер. Как утверждает известный историк, профессор Игорь Фроянов в своей книге «Древняя Русь IX‒XIII веков»: «Убийство Игоря носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами ― одно и то же. Убийство Игоря имело магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе». Параллели между гибелью князя Игоря и императора Николая II можно продолжать еще долго. Но главное ― понять, что объединяет их христианское смирение, с которым эти облеченные властью люди приняли свою кончину. Смирение, позволившее пусть не остановить, но хотя бы не умножать творящиеся беззакония. Священномученик Константин (Голубев: на фото справа) и с ним двое мучеников (1918). Священномученики Николай (1919), Константин Богословский (1937), Нил Смирнов, пресвитеры, преподобномученица Мария (Мамонотова-Шашина) (1938). Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане и монашеском чине приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям ― злат венец, а вам ― доброго здоровья!»