?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

30 сентября 2017 г. исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося пастыря и проповедника, священномученика Сергия Мечёва. К этой дате было подготовле­но издание, наиболее полно на сегодняшний день собравшее как богословско-пастырское наследие самого отца Сергия, так и воспоминания о нем его духовных чад и домочадцев. Ведь, юбилейная дата ― это повод самым серьезным образом обратиться к личности «одного из видных церковных авторитетов», как безошибочно охарактеризовали своего подслед­ственного представители карательных органов в тяжкий период гонений на Русскую Церковь в прошлом столетии. О жизни и пастырском подвиге священномученика Сергия Мечёва рассказывает книга, изданная в двух частях Издательством Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета совместно с храмом святителя Николая в Клённиках. Она называется «Друг друга тяготы носите...» Это издание представляет собой наиболее полное собрание материалов, связанных с жизнью и подвигом одного из самых замечательных пастырей Русской Церкви ХХ века священномученика Сергия Мечёва. Сын «московского Батюшки», св. праведного Алексия Мечёва, отец Сергий в годы набирающих силу гонений продолжил дело отца, сохранив и приумножив его пастырское наследие. Община храма святителя Николая в Клённиках, возглавляемая отцом Сергием, оказалась одним из самых удивительных явлений русской церковной истории ушедшего столетия. Сохранившись и в годы гонений, она стала той «солью» церковной жизни, благодаря которой множество людей открыли для себя веру и Церковь. Издание включает в себя жизнеописание священномученика Сергия, статьи о его пастырстве и пастве, воспоминания о нем, проповеди, беседы и письма самого священномученика Сергия. Рассказ дополняет значительное количество иллюстраций.
Как говорится в предисловии книги, «сын святого праведного Алексия Мечёва, Сергей Алексеевич принял священный сан в годы Гражданской войны, обществен­ного неустройства и разрухи, когда в Николо-Клённиковскую церковь, и ранее не пустовавшую, устремились за помощью и советом сотни растерявшихся людей». Они искали Дома Отчего ― и нашли его на Маросейке, где по благословению Патриарха Тихона была создана община, трудами отца Алек­сия, а после него ― отца Сергия превратившаяся в покаяльно-богослужебную маросейскую семью. Отец Сергий неоднократно повторял, что подвиг пастыр­ства превосходит подвиг мученичества. Показать хотя бы в некоем приближе­нии уникальный пастырский подвиг священномученика Сергия и есть цель предпринятого издания. Наследство, оставленное старцем Алексием сыну, тот в одной из проповедей характеризовал следующим образом. «Отец Алексий часто говорил, что его задача ― устроить "мирской монастырь"… Вовсе не для одних только иноков открыт путь спасения, он должен быть открыт для всех христиан. Надо в миру жить "премирно", пользуясь им, по слову апостола, как бы не пользуясь». Тем своим духовным детям, которые просили благословения на поступление в монастырь, батюшка часто говорил: «Погоди, у нас свой монастырь будет», имея в виду не монастырские стены, а паству ― семью, находящуюся под единым духовным руководством и связанную узами любви. В ней каждый человек живет как обычный мирянин и член общества, но в душе работает Богу… Батюшка отец Алексий понял, что надо дать верующим богослужение настоящее, подлинное, не имитацию, не суррогат, а богослужение вечное… И на этом фундаменте батюшка начал приобщать к вечности духовных детей. Берется не практика приходского храма или даже монастыря, но совершается богослужение по тем книгам, по которым оно должно совершаться и совершается изо дня в день ― утром и вечером ― при изумлении одних, смущении других и, быть может, насмешках третьих… Будничное ежедневное богослужение совершается не потому, что каждый человек должен приходить каждый день, но чтобы каждый знал ― в это время совершается богослужение в том храме, где он обычно молится, и, когда ему будет возможно, он сможет всегда туда прийти… Батюшкина задача заключалась в том, чтобы каждый в меру своих сил, своего семейного положения приобщался к той великой школе, которая заложена в богослужении… А затем начинается подлинная духовная жизнь, которой, казалось, не может быть в миру. Батюшка работал над духовными детьми как духовник и старец, он начал ту работу духовного устроения, к которому и раньше стремились многие и которое они получали только в монастыре… Мы можем сказать прямо: мы ощущаем духовную почву под ногами, и ее дал нам батюшка ― он… открыл для нас то, что было дотоле закрыто, спрятано в монастыре. В предисловии к сборнику духовных бесед и писем отца Сергия Мечёва, изданному в 2001 году храмом Святителя Николая в Клённиках, настоя­тель протоиерей Александр Куликов писал: «Сегодня, когда многие от неведения истины и безверия обращаются ко Христу и Его Церкви, вдохновенные слова отца Сергия, несомненно, принесут большую пользу. Хочется верить, что они будут восприняты каждым, кто ищет не поверхностного, не формального, а истин­ного пути ко Христу». Последнее, по мнению издателей данной книги, относится не только к словам, но и ко всей жизни замечательного пастыря 20 столетия, проповедника, мученика за веру, о котором его отец сказал: «Сын мой будет выше меня». Как отмечает составитель книги, Анна Филипповна Грушина, «Подготовка к написанию Жития священномученика началась еще тогда, когда живы были некоторые из прихожан маросейского храма, близко знавшие его, и входившие в руководимую им покаяльно-богослужебную семью». Милостью Божией здравствовали его дочери. Неоценимый вклад в сохранение памяти своего отца внесла Ирина Сергеевна Мечёва. Именно она оказалась хранительницей архива протоиерея Сергия (насколько это было возможно в годы обысков и арестов): скрупулезно собирала его проповеди, воспоминания о нем духовных чад, которые сопровождала столь ценными ныне для нас комментариями. Частично воспоминания эти публиковались в различных изданиях, включая зарубежные, но наиболее полно они представлены в этом двухтомнике. Ириной Сергеевной было составлено и краткое жизнеописание отца Сергия, на которое издатели также опирались при подготовке данного материала, призванного познакомить читателя с личностью и деяниями верного сына Русской Православной Церкви. Многие люди потрудились при подготовке данного издания, но особо издатели отмечают почившего в 2009 году протоиерея Александра Куликова, настоятеле Николо-Клённиковского храма со дня возвращения его Русской Православной Церкви в 1990 году. Его трудами был не просто восстановлен храм — отец Александр неустанно радел о том, чтобы любая деталь, передающая дух прежней Маросейки, была зафиксирована. Со­бирание свидетельств о маросейской общине он ставил в один ряд с поднятием колоколов и росписью приделов. Таким образом, появился раздел «Пребы­вавшие единым сердцем» ― довольно редкая в наше время попытка показать жизнь маросейского прихода через дела и судьбы его прихожан. По словам Анны Филипповны, жизнеописание отца Сергия Мечёва, вокруг которого в тяжелейшие годы государственного и духовного слома России спасались не десятки даже, а сотни человек самых разных профессий, взгля­дов и устремлений, не может быть полным, если хотя бы вкратце не рассказать о некоторых из этих людей. Священники и ми­ряне, связанные общей жизнью, общим духовным подвигом, они составляли сердце маросейской общины. К ним, «другам своим», обращался отец Сергий Мечёв из северной ссылки: «Вы — мое дыхание, вы — мое радование...» В этих людях обретала полноту устрояемая им покаяльно-богослужебная семья, их судьбы неразрывно переплелись с судьбой пастыря и наставника. К сожалению, пишет Анна Филипповна, ― этот рассказ не может быть исчерпывающим: о ком-то нет сведе­ний, а чье-то имя и вовсе сокрыто под толщей времени. Значит, впереди новые открытия, а пока что ― знаем и помним... Как отмечают издатели, настоящий труд не может претендовать на исчерпывающую полноту сведений о священномученике Сергии Мечёве и его покаяльно-богослужебной семье. Нет сомнений, что работа эта будет продолжаться, в том числе и при участии наших читателей. В свое время, в 1929 году, отец Сергий, подписывая том «Добротолюбия» в дар своей духовной дочери Татьяне Ивановне Куприяновой, написал на нем слова преподобного Феодора Студита: «Настоящее время таково, что заставляет нас заботиться друг о друге, по равночестности души и вере нашей, ибо как бы одну Церковь или Собор собрал Бог всех защищающих истину и исповедающих ее». Это ― настоящий завет Маросейки, завет пастырского под­вига священномученика Сергия, завет членов его покаяльно-богослужебной семьи. Как исполнили этот завет отец Сергий и его чада во Христе, и рассказывает настоящее издание.