?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Человек, который впервые переступает порог храма, обычно стесняется и боится сделать что-нибудь неправильно. Он не знает, как устроен храм, кто изображен на иконах, как и когда нужно совершать крестное знамение. Не знает, чем отличаются между собой священнослужители или церковнослужители, не понимает смысла священнодействий, совершаемых в храме, не знает молитв. В общем, очень многого не знает. А между тем осознанная жизнь каждого православного христианина в лоне Церкви начинается именно с того, что он начинает постигать все эти знания, начинает изучать основы православной веры. Несомненно, помочь в этом непростом деле могут труды святых отцов, и в частности литургические труды святителя Симеона Солунского. Две книги, составленные на основе этих трудов, вышли в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Святитель Симеон, архиепископ Солунский ― знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защит­ник религиозной и политической незави­симости своей паствы: благодаря его усили­ям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторич­ным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константи­нополе. Принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь предположительно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, как считают историки, бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года отец Симеон был поставлен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам рассказывает о себе, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города. Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть, которая наступила 28 сентября 1429 года. Официальное прославление святителя состоялось в 1981 году, когда он был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата. Святитель Симеон признан величайшим визан­тийским литургистом. Он наиболее зна­менит своим массивным классическим трудом «Диалог против ересей и о Единственно-Истинной на­шей Христианской вере, а также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви». Вместе с некоторы­ми другими работами автора, эта книга была впервые опубликована Патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведена на новогреческий язык в 1791 году и на рус­ский ― в 1856-1857 году. Эта работа представляет собой адапти­рованное для современного православно­го читателя переиздание книги 1856 года «Сочинения блаженного Симеона, архиепи­скопа Фессалоникийского» и наиболее известна под названием «Премудрость нашего спасения». При составлении книг, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию, были использованы следующие труды: «Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослуже­ния» и «Сочинения блаженного Симеона, архиепи­скопа Фессалоникийского». Текст приводится с незначительными изменениями. Обе книги адресованы всем, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. Всем, кто хочет больше узнать о духовном богатстве православной традиции и церковной жизни. Первая из представленных книг называется «О храме Божием и о служащих в нем». Она посвя­щена истолкованию символики храма и священных одежд диаконов, священников и архиереев, а также аллегорическому толкованию главного христианско­го богослужения ― Литургии. В предисловии книги приводятся следующие слова святителя: «Подвигнутые Божественной лю­бовью к исследованию того, что означают обряды священнодействий, со­вершаемых во время Божественных служб, и какое значение имеют свя­щенные облачения, с любовью при­мите и наши посильные об этом отве­ты, которые мы даем, также ободряясь любовью Духа, памятуя в особенно­сти величайшее из дел Самосущей Любви — Бога, Который, как написа­но, так возлюбил нас, что отдал за нас Сына Своего Единородного (Ин. 3,16). Этот Единородный Сын Божий при­шел с любовью и, везде сый, вселился в нас, Младенцем рожден был от Девы, прошел все возрасты, чтобы я всецело очистился и принял освящение через Его дела и учение. Наконец Он Само­го Себя предал мне в причастие. После соединения со мною в на­чатках естества, принятых Им от Девы, нужно было, чтобы соединение сделалось действенным и распростра­нилось на всех верующих, потому что в этом-то и состоит тайна моего вос­создания и оживотворения. Если не будете есть Плоти Сына Человече­ского, говорит Он, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53) и: Я живу... и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57). И это, по благости Своей, совершил Он через таинства». И далее святой Симеон объясняет всё то, что должен знать и новоначальный христианин, и христиане вообще. Однако, кроме символики, облачений, священнодействий и других аспектов, касающихся храма Божиего, христианин должен знать Символ веры, толкование на который содержится во второй книге. Тем, кто уже воцерковлен, и в храме бывает очень часто, «Символ веры хорошо знаком хотя бы пото­му, что мы постоянно слышим его пение во вре­мя каждой литургии. Он нам привычен, и мы порой не задумываясь поем его вместе со всеми. Однако Символ веры это прежде всего древний богословский текст. в котором содержатся все догматы и раскрывается сущ­ность христианской веры и упования. Поэтому так важно понимать его смысл. В этой небольшой книге под одной обложкой собрано три произведения святителя Симеона Солунского: «Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной на­шей веры христианской», «Изложение необходимейших указаний о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены» и «Двенадцать глав или членов, как называют их некоторые, содержа­щих в себе единую христианскую веру нашу». Эту книгу также предваряют слова автора, который пишет: «Что касается священнейшего Сим­вола истинной и единой христианской веры нашей, то каждому верующему не­обходимо и спасительно больше, чем что-либо другое, содержимое нами, соблю­дать его неприкосновенно, не повреждая ни одного слова и ударения, исповедовать его всей душой, а иногда и давать от­чет в понимании его по мере сил. Но те, которые имеют ведение и получили учи­тельское достоинство, должны испол­нять это преимущественно перед други­ми и располагать свою душу так, чтобы она чувствовала в этом потребность. Вот почему и мы, хотя по разуму и учению ниже всех самых меньших чад Церкви, будучи удостоены величайших дарова­ний Церкви и призваны по благодати Человеколюбивого Бога в сан учительства и архиерейства, сочли правильным для пользы приступающих к вере и тре­бующих научения, а также совращен­ных нечестивым учением или еретиче­скими мыслями исповедать письменно то, чему веруем и что содержим душой, что проповедуем и чему учим словами. Также нужно истолковать по мере сил на основании Божественных Писаний, и для изображения нашего истинного и единого благочестия, чтобы верные получили че­рез это большую радость и утвержде­ние, а неверные и иномыслящие — об­личение и укоризну. Да будет нам даровано от Бога по­слушание отцам и их чистота и твер­дость исповедания. Итак, основываясь не на чем другом, но на словах тех отцов, будем соблюдать и исповедовать вполне неизменно всей душой, словом и делом их исповедание — священный Символ, то есть знамение веры, составленное ими в приличном изложении и свой­ственных словах, так, как проповедуем его каждый день в церкви». Кроме того, как говорит автор, «полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными отцами священнейший Символ. Необ­ходимо знать, что они не сами от себя, но из Божественных Писаний заимство­вав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом, поч­ти все речения божественного Симво­ла взяты из Святых Писаний». О чем и свидетельствует святитель Симеон, предлагая объяснение к каждому отдельному выражению. Почитание святителя Симеона Солунского не пресекалось из поколения в поколение, память о нем и его дух живут во множестве его выдающихся трудов. Святитель является автором разнообразных писаний на литургические, па­стырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, историче­ские и политические темы. Во всех своих трудах он предстает пламенным защитником Православия, утверждая, что — «Истинное благо для людей - быть православными, а если не быть, то лучше умереть». В этих книгах на основе Священного Писания и Предания подроб­но объясняется Символ веры, рассматриваются различные стороны храмовой жизни, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения и богослужения.