?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Сие убо глаголю, и послушествую (свидетельствую в)ó Господе. Апостол снова возвратился к сказанному в начале увещания и свидетельствуется памятованием о Господе. При свидетеле Господе сказую сие, говорит он. О чем же свидетельствует? Ктому не ходити (уже не поступать) вам, якоже и прочии языцы ходят (народы, язычники поступают). Прочими языками называет еще не уверовавших. А как они ходят? В суете (по суетности) ума их, водясь злочестивыми помыслами, боготворя несуществующее. Помрачени совестию (смыслом, разумом) суще. Неведение Бога нарек тьмою. Потом обличает и беззаконие жизни. Отчуждени от жизни Божия. Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную. Говорит же и причину беззакония. (Из-)за невежьство (по причине при)сущее в них, (из-)за окаменение сердец их. Так и пророк Давыд говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13, 1). «Окаменением» же сердца назвал апостол крайнюю бесчувственность, потому что в теле окаменевающие части не имеют никакого чувства, как совершенно омертвевшие. Сие и сказал Божественный апостол. Ибо присовокупляет: Иже (которые) в нечаяние вложьшеся (букв. обезболившиеся, дойдя до бесчувствия [здесь должно поставить знак препинания]), предаша себе студодеянию (распущенности, распутству), в делание (на нарабатывание) всякия нечистоты и лихоимания (в лихоимании, стяжательстве, с ненасытимостью). Страдали сперва беззаконием, потом пресыщением, потому что, поползнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностию. Потом небоязненно уже отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь растленной жизни. Ибо «лихоиманием» апостол назвал незнание меры. Из сего уразумеем и сказанное в Послании к римлянам: предаде их Бог в неискусен ум (Рим. 1, 28). Ибо назвал так попущение. Здесь же ясно показал, что сами себя предали непотребству. Вы же не тако познасте (изучили) Христа, аще убо слышасте (если конечно услышали) Его, и (в)о Нем научистеся (были научены), якоже (как) есть истина (в)о Исусе. Таковы наставления злочестия; наставления же Владыки Христа совершенно противоположны. Сообщает же апостол и самые сии правила.
Отложити ([чтобы] снять вам) вам по первому житию ветхаго (по прежнему поведению, прежний образ жизни старого) человека, (ис)тле(ва)ющаго в похотех прелестных (портящегося по желаниям обмана, в обольстительных желаниях), обновлятижеся духом уму вашему, и облещися (надеть) в новаго человека, созданнаго в Божию правду и в преподобие истины (по Богу в праведности и святости истины). «Ветхим человеком» назвал Апостол не самое естество, но действенность греха. Ибо крещаемый слагает с себя не тело, но оскверненную греховную одежду. «Новым» же «человеком» нарек жительствующего по евангельскому законоположению. А человеком назвал и добродетель, и порок, потому что людьми они совершаются. И «духом ума» нарек духовное стремление ума. Говорит же, что свойственно новому человеку. Темже (потому) отложьше(-ившие) лжю (отвергнув ложь), глаголите истину кождо ко искреннему (ближнему своему), зане (потому что) есмы друг другу удове (члены). Всего неприличнее тем, которые друг для друга служат членами, говорить друг другу, чего нет. Это несвойственно членам. Глаза, усматривая стремнины и пропасти, указывают их ногам, чтобы они уклонились и не причинили вреда всему телу. И слух, ощущая звуки, дает о том знать глазам, и чувства не лгут одно другому, потому что общий бывает вред от лжи.