?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Братие, да не будем (да не бываем) ктому (чтобы уже не были) младенцы, влающеся и скитающеся (волнующиеся и носящиеся по кругу) во всяком ветре учения, во лжи человечестей (в игре, по лукавству людей), в коварстве козней (по хитрому искусству обо)льщения (букв.: к направлению заблуждения). Младенствующим еще свойственны опрометчивость и легкомыслие. Таковы, говорит апостол, были и мы прежде призвания, как бы волнами носясь туда и сюда и доверяя обманщикам. «Ложью» же (κυβεία) называет ухищренность. Слово сие в греческом происходит от глагола «играть в шашки»; играющим же свойственно передвигать шашки туда и сюда и делать это ухищренно. И «кознями льщения» назвал хитрые средства. Ибо диавол не открыто повелевает прелюбодействовать, но или уловляет посредством очей, или пленяет слухом; не явно побуждает отречься Бога, но заставляет прибегать к птицегаданиям, к предзнаменованиям, к употреблению предохранительных привесок. Истинствующе (являющие истину) в любви (истинною любовью), да возрастим ([чтобы] мы выросли) в Него всяческая ([во] всём), Иже (Который) есть глава Христос. Сие сказал апостол и в Послании к римлянам: любы нелицемерна (Рим. 12, 9); сказал и в Послании к коринфянам: в любви нелицемерне (2 Кор. 6, 6). Так и здесь повелевает иметь истинную любовь и ею возращать богатство добродетели о Самом Владыке. Ибо сказано: всяку розгу о Мне не творящую плода берут и бросают в огонь (Ин. 15, 2). И поелику апостол назвал опять Господа главою, то показывает, сколько благ подается от главы. Из Него же все тело составляемо(е, -ющееся) и счиневаемо приличне (составляемое, сообразующееся), всяцем осязанием подаяния (через всякое присоединение поддержки, посредством всяких взаимно скрепляющих связей), по действу в (свою) меру единой коейждо части, возращение (рост) тела сотворит, в соз(и)дание (построение самаго) себе любовию (в любви), то есть как глава всем частям тела сообщает силу ощущения, потому что источником силы чувствования является мозг, так Владыка Христос, составляя главу, разделяет духовные дарования, сочетая члены тела в единое стройное целое. «Осязанием» же нарек апостол чувство, потому что и оно есть одно из пяти чувств, и частию наименовал он целое. Сие убо глаголю, и послушествую (свидетельствую в)ó Господе. Апостол снова возвратился к сказанному в начале увещания и свидетельствуется памятованием о Господе. При свидетеле Господе сказую сие, говорит он. О чем же свидетельствует? Ктому не ходити (уже не поступать) вам, якоже и прочии языцы ходят (народы, язычники поступают). Прочими языками называет еще не уверовавших. А как они ходят? В суете (по суетности) ума их, водясь злочестивыми помыслами, боготворя несуществующее. Помрачени совестию (смыслом, разумом) суще. Неведение Бога нарек тьмою. Потом обличает и беззаконие жизни. Отчуждени от жизни Божия. Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную. Говорит же и причину беззакония. (Из-)за невежьство (по причине при)сущее в них, (из-)за окаменение сердец их. Так и пророк Давыд говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13, 1). «Окаменением» же сердца назвал апостол крайнюю бесчувственность, потому что в теле окаменевающие части не имеют никакого чувства, как совершенно омертвевшие. Сие и сказал Божественный апостол. Ибо присовокупляет: Иже (которые) в нечаяние вложьшеся (букв. обезболившиеся, дойдя до бесчувствия [здесь должно поставить знак препинания]), предаша себе студодеянию (распущенности, распутству), в делание (на нарабатывание) всякия нечистоты и лихоимания (в лихоимании, стяжательстве, с ненасытимостью). Страдали сперва беззаконием, потом пресыщением, потому что, поползнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностию. Потом небоязненно уже отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь растленной жизни. Ибо «лихоиманием» апостол назвал незнание меры. Из сего уразумеем и сказанное в Послании к римлянам: предаде их Бог в неискусен ум (Рим. 1, 28). Ибо назвал так попущение. Здесь же ясно показал, что сами себя предали непотребству.