?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Кто хочет, пусть поражает меня, кто хочет, пусть побивает меня камнями, кто хочет, пусть ненавидит меня: злоумышления служат для меня залогом венцов, и по числу ран я ожидаю наград. Так, я не боюсь злоумышления, одного только боюсь — греха. Только бы во грехе не уличил меня кто-нибудь, и тогда пусть враждует против меня вся вселенная — эта вражда делает меня более славным. Этому и вас хочу я научить». Такими словами святитель Иоанн Златоуст напутствовал тех, кто приходил к нему послушать слово великого учителя. А он делал все для того, чтобы вверенная ему паства не заблудилась в развращенном мире, но всегда пребывала с Богом. В церковных песнопениях святой архипастырь прославляется как «Церкви утверждение», «добродетелей сокровище», «мудрости глубина», «лжи обличитель», «покаяния учитель», «сирот отец, обидимых быстрая помощь». А 27 сентября мы празднуем его славное успение. И чтобы вновь почтить память святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу, вобравшую в себя избранные проповеди святителя Иоанна Златоуста. Она вышла в свет в Издательстве Светоч и называется «Семь слов». Святитель Иоанн Златоуст — вселенский учитель Православной Церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения. Вот уже более 16 веков Церковь с благодарностью пользуется бесценным наследием святителя, которое составляет целую библиотеку богословской литературы ее золотого века. Эта книга составлена из избранных слов Святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского. Необыкновенный дар слова, который святой изобразил в своих проповедях и по сей день приносит огромную пользу людям, помогая им возрастать духовно.
Итак, в этой книге собраны семь слов святителя, семь его обращений к народу Божиему. Первое из них называется «Слово о том, что Иисус Христос есть истинный Бог». В первых строках этого воззвания, святой автор говорит: «Если язычник спросит, откуда видно, что Христос есть Бог, то я для доказательства не укажу на небо или на что-либо другое подобное. Если я скажу ему, что Он сотворил небо, землю и море, он не примет этого; если скажу, что Он воскрешал мертвых, исцелял слепых и изгонял демонов, и этого он не примет; если скажу, что Он обетовал Царство и неизреченные блага, если буду говорить о воскресении, он не только не примет, но еще будет смеяться. Чем же мы будем убеждать его, задается вопросом святой Златоуст, особенно если он простолюдин? Чем иным, как не тем, что одинаково и беспрекословно признается и мною и им, и в чем он не может сомневаться? Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, о чем я говорил, то он не скоро согласится поверить. Что же это такое, что и язычник признает делом Христа и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил христианство; и язычник, конечно, не будет противоречить тому, что Христос основал Церкви по всей вселенной. Отсюда мы и заимствуем доказательство силы Его и покажем, что Он есть Бог, и скажем, что для простого человека невозможно в краткое время обойти столь обширную вселенную, и землю и море, и привлечь к христианству столько людей, и притом предзанятых дурными обычаями, или, лучше сказать, преданных таким порокам. Однако, как отмечает святитель, Христос успел освободить род человеческий от всего этого, не только римлян, но и персов и вообще племена варварские. Он совершил это, не употребляя оружия, не истрачивая денег, не предводительствуя войском, не возбуждая войн, но вначале через одиннадцать человек, незнатных, уничиженных, неученых, простых, бедных, полуобнажен¬ных, безоружных, не имевших ни обуви, ни двух одежд. Что я говорю: совершил? Он успел расположить столь многие поко¬ления людей любомудрствовать не только о настоящем, но и о будущем, отвергнуть отеческие законы, истребить древние обычаи, укоренившиеся в столь долгое время, и принять другие, оставить легкие дела и предаться Его нелегким требованиям; и притом Он совершил это, несмотря на то, что все противодействовали Ему и смеялись над Ним, как потерпевшим на кресте позорную смерть. И язычники, конечно, не станут противоречить тому, что Христос был распят иудеями и претерпел от них бесчисленные мучения, и что проповедь (евангельская) со дня на день возрастает». Еще не мало слов говорит святитель в доказательство того, что Иисус Христос есть истинный Бог. Эту проповедь читатели смогут прочесть полностью на страницах данного издания. Здесь же они узнают «о преимуществах святого Крещения и обязанностях, налагаемых им», поймут, как необходимо сокрушение вследствие господства греховности на земле, познают, как возможно не злопамятствовать, как терпеть скорби и о том, что бояться должно не смерти, а греха. Здесь же найдут «Слово о будущем Суде и воздаянии по достоинству дел» и «Слово о любви к Богу и ближним». К последнему из перечисленных мы сейчас и обратимся. Здесь святой автор отмечает: «Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого. Так земледелец сеет жи­то не столько, сколько нужно для него са­мого, иначе он давно бы погубил и себя, и других, и воин ополчается на опасности не для того, чтобы спасти только себя самого, но, чтобы доставить безопасность и городам, и купец привозит не столько, сколько нуж­но для него самого, а сколько и для многих других. Если бы люди не были поставлены в такую необходимость, то они не захотели бы искать пользы ближнего; потому Бог и соединил все таким образом и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других. Иным путем нельзя и спас­тись, и если ты упражняешься даже в выс­шем любомудрии, а о других, погибающих, не радеешь, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом. Есть я раздам все имение мое», говорит божественный апостол, «и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 3). Если же ты желаешь знать, — говорит святитель, — какое оружие приобретает тот, кто привлекает к себе братьев, хотя бы иногда и неверных, или кто кроток, спокоен и приятен в обращении, то послушай, что говорит самый этот блажен­ный Павел, являясь на суд к судье неверному: Почитаю себя счастливым, имея быть судимым перед тобою (Деян. 26, 2). Говорил он это не с целью польстить ему, нет, а желая через такую кротость достичь поль­зы. Отчасти он ее и достиг: тот, кто доселе считался подсудимым, пленил судию; и об этой победе ясным голосом свидетельствует в присутствии всех сам плененный, говоря: Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином (Деян. 26, 28). Что же Павел? Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все присутствующие сделались такими, как я (Деян. 26, 29). Итак, когда он требует такой великой ме­ры, а мы не представляем даже и меньшего, то будем ли мы достойны какого-нибудь прощения? И не думай, что нуждаться в помощи другого есть что-то позорное; это дело неизреченной мудрости Божией». Эту проповедь святитель заключает такими словами: «Ничто не может привлекать так, как любовь. Из-за другого, то есть знамений и чудес, могут и завидовать тебе, а из-за этого (любви) станут и удивляться, и любить, а любя примут мало-помалу и истину. Впрочем, если язычник и не скоро сделается верующим, не удивляйся, не спеши, не требуй всего вдруг, но пусть он пока хвалит, любит, и мало-помалу он дойдет и до этого. Итак, если любовь есть виновница добродетели, то будем со всяким тщанием насаждать ее в своих душах, чтобы она принесла нам многие блага, и чтобы нам постоянно соби­рать обильные плоды ее, всегда цветущие и никогда не увядающие. Таким образом мы достигнем и вечных благ, которых да спо­добимся все мы, благодатью и человеколю­бием Господа нашего Исуса Христа, с Ко­торым Отцу со Святым и Благим Духом слава во веки веком. Аминь». В 398 году, на исходе бурного века, занял святитель Иоанн Златоуст константинопольскую кафедру. Как говорит современный писатель Александр Ананичев, «самые знаменитые проповедники всех веков христианства уступают Златоусту, слово которого поистине жгло людские сердца. Речь его, часто грозная, огненная, обличительная, была полна любви к ближнему. Слово праведного Иоанна осветило Древний мир благодатным, врачующим светом. Оттого и назван он в истории Златоустом. Церковь приняла от святого Иоанна Златоуста многочисленные писания, составленные из его поучений, священные молитвы, толкования Слова Божия. Христиане всего мира, а русские люди особенно, почерпнули книжную сладость из его благодатных сочинений, которые были любимейшим чтением для наших предков».